Читайте также:
- Биомеханизм родов при простом плоском тазе (девентеровском).
- Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
- Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении
- Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
- Знаки препинания в предложениях с обращениями
- Знаки препинания в предложениях с разными видами связи
- Знаки препинания в сложном предложении.
- Именительные темы. Парцеллированные структуры. Вопрос о предложениях с чужой речью.
- Общие правила постановки знаков препинания при вводных словах, сочетаниях и предложениях.
- От простого к сложному- постепенное изменение
- Ошибки в сложных предложениях
Двоеточие ставится:
в простом предложении | в сложном предложении |
• после обобщающего слова перед однородными членами: Весной все как бы оживает: и лес, и пруд, и степь. | • в бессоюзном сложном предложении: На звуки оркестра сбегались все мальчишки: потребность в музыке была большая. |
Тире ставится:
в простом предложении | в сложном предложении |
• между подлежащим и сказуемым: Одна из характерных черт хорошего писателя — его требовательность к себе; • после однородных членов перед обобщающим словом: Река, лес, роща, поля — все приятно нашему взору; • после ряда однородных членов с предшествующим обобщающим словом, если предложение не закончено: Почти все фруктовые деревья: яблони, груши, сливы, вишни — росли в нашем саду; • перед приложением, находящимся в конце предложения: Из корней этого растения с сильным и пряным вкусом добывают элеутерококк — доступное и дешевое лекарственное сырье; • в неполных предложениях на месте пропуска одного из членов предложения: В детстве я плакал много. В отрочестве — меньше. В юности — дважды. | • в бессоюзном сложном предложении: Выйдет солнце из облака — чувствуешь на лице горячую ласку света. |
§ 77. Тестовые задания
1. В каком случае на месте пропуска требуется поставить двоеточие?
а) На траве, на былинках, на соломинках__всюду блестели нити осенних паутин.
б) Все радостно сияло вокруг нас__небо, земля и воды.
в) Наступит весна__все оживет.
г) Нравится рисовать__рисуй на здоровье.
2. В каком случае на месте пропуска требуется поставить двоеточие?
а) Закуковала кукушка__сей ячмень.
б) А вору дай хоть миллион__он воровать не перестанет.
в) В степи, за рекой, по дорогам__везде было пусто.
г) Выяснилось__отряду приказано идти прямо на вокзал.
3. В каком случае на месте пропуска требуется поставить двоеточие?
а) Поставь на место вазу, разобьется__будешь отвечать.
б) Я не видел ее лица, не видел даже ее волос__их закрывала волнистая ткань.
в) Брезент, палуба, чемоданы, перила__все было мокро от тумана.
г) Площадь Черного моря__свыше 400 тысяч квадратных километров.
4. В каком случае на месте пропуска требуется поставить тире?
а) Учись, мой сын__наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни.
б) Лицо, походка, взгляд, голос__все вдруг изменилось в Наташе.
в) Мать ее была женщина необыкновенная__она говорила на нескольких языках, много знала.
г) Ему никто не мог помочь__ни брат, ни отец, ни друзья.
5. В каком случае на месте пропуска требуется поставить тире?
а) Черты смуглого лица его были выразительны__черные глаза, орлиный нос и густая борода обличали в нем иностранца.
б) Но вы не будете там жить__тот климат вас убьет.
в) Комедия «Горе от ума»__актуальна и поучительна.
г) Радоваться успехам другого__это прекрасное человеческое качество.
6. В каком случае на месте пропуска требуется поставить тире?
а) Весной ходят девушки в рощу по ландыши, летом__по ягоды.
б) Искусство__бессмертно и непостижимо.
в) Ничто не мешало ему работать__ни разговоры пассажиров, ни остановки на пристанях, ни встречные пароходы.
г) Науку надо любить__у людей нет силы более мощной и победоносной.
7. В каком случае дано правильное объяснение пропущенного знака препинания?
Неопознанные летающие объекты и шаровые молнии, телепатия и телeкинез, экстрасенсы и полтергейст__все это вызывает повышенный интерес самых широких слоев населения.
а) Предложение простое, тире ставится между подлежащим и сказуемым.
б) Предложение простое, тире ставится после однородных членов перед обобщающим словом.
в) Предложение простое, неполное, тире ставится на месте пропуска члена предложения.
г) Предложение сложное, бессоюзное, тире ставится, так как вторая часть имеет значение следствия.
8. В каком случае дано правильное объяснение пропущенного знака препинания?
Не стыдно не знать__стыдно не учиться.
а) Предложение простое, тире ставится между подлежащим и сказуемым.
б) Предложение сложное, тире ставится, так как между частями устанавливаются сопоставительные отношения.
в) Предложение простое, неполное, тире ставится на месте пропуска члена предложения.
г) Предложение сложное, бессоюзное, тире ставится, так как между частями устанавливаются причинно-следственные отношения.
9. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
a) Я знаю: твой гостеприимный замок славится хозяйкой молодой.
б) Агата Кристи — самый популярный автор детективного жанра.
в) Он знает и любит природу — один из самых великих стимулов к оздоровлению человека.
г) Устоять на судах было невозможно — их бросало, как жалкие лодчонки.
10. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
а) Везде: на крышах домов, на деревьях, на траве, уже выгоревшей, чувствовалось приближение солнца.
б) Приготовление пищи — занятие, к сожалению, ежедневное.
в) Самое трудное — познать самого себя, самое легкое — давать советы другим.
г) Под лучами утреннего света все кажется рельефнее, ярче: и мостик, и деревья.
11. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
а) Понять мир и полюбить его — две задачи, которые нелегко примирить между собой.
б) Всякий звук, шорох нечаянно задетой ветки, стук дятла по дереву, чириканье воробьев — странно пугает меня.
в) Степь весело пестреет цветами: белеет ромашка, скромно синеют колокольчики.
г) Кроме нравственных мук, ему пришлось испытать еще и физические: нестерпимо болело сердце.
12. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
а) Недалекие люди верят в удачу, сильные люди — в причину и следствие.
б) Пытался заняться наукой — терпения не хватило, ибо оказалось, что тут нужен не только талант, но и умение работать.
в) С утра и до вечера по всем улицам слышались голоса девушек, возившихся на строительных лесах, гудки катеров и пароходов.
г) Ветер как будто изменяется — то дует навстречу, то сзади гудит в какую-нибудь скважину.
Дата добавления: 2015-04-30 ; Просмотров: 1560 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Вариант № 2.
Прочитайте внимательно задания теста и инструкции к ним.Задания выполняйте последовательно, В каждом задании может быть 1, 2 и более правильных ответов.
Отметьте номера слов, где пишется буква
4) ЗАТМ_ВАТЬ ВСЕХ КРАСОТОЙ
1) И СНИТ_СЯ ЧУДНЫЙ СОН ТАТЬЯНЕ.
3) В КАЗАЧ_ЕЙ СТАНИЦЕ
4) БЫЛО ПРИЯТНО ПОЗНАКОМИТ_СЯ
5) ПЕРЕПРАВ_ТЕСЬ НА ТУ СТОРОНУ!
2) МНОГО ПАСТБИЩ_
3) ПОРТ_ЕРНАЯ ТКАНЬ
1)У МОЕЙ ПРИЯТЕЛЬНИЦ_
2) РАЗДЕЛИТЬ ПОР_ВНУ
5) САПОГИ ПРОМ_КАЮТ
1)СД_РЁТ СЕМЬ ШКУР
2) ПРИМ_РЯТЬ СОПЕРНИКОВ
3) Щ_ДЯЩИЙ РЕЖИМ
1) ЗАЖЖ_ННАЯ СВЕЧА
2) МАЛЫШ_В АЯ ГРУППА
4) СОВЕРШИТЬ ПОДЖ_Г
Отметьте номера слов, где пишется
Отметьте номера слов, где написание
Отметьте номера слов, где пишутся
12. звонкие согласные
5) ХОРОШО ВЕ_ТИ МАШИНУ
13. непроизносимые согласные
2) ДЕЙСТВОВАТЬ ЖЁС_ЧЕ
3) ЗЛОСЧАС_НЫЙ ВЕЧЕР
14. Отметьте номера пропусков, где пишется частица НЕ
Как н(1) крути, а н(2)куда н(3) денешься от забот. И н(4)приятностей н(5) миновать.
15. Отметьте номера предложений, где слова пишутся слитно,
1) Все принимаются за работу; в нашей палатке так_же все заняты.
2) Кругом всё было так_же тихо, как накануне.
3) Мне пора, я и_так задержался.
4) Сам стар, за_то душа молодая.
5) Они долго спорили, за_тем притихли.
Отметьте номера слов, где пишется буква
3) ПР_НЕПРИЯТНЫЙ РАЗГОВОР
4) ПР_ЗРЕТЬ СИРОТУ
1)ТЫ НЕЗАВИС_ШЬ ОТ ОТЦА
2) ЕМУ ПРИВИД__ЛОСЬ
3) МОРОЗ ЩИПЛ_Т НОС
1) СЧАСТЛИВЫЕ ДЕНЬКИ НЕ ВОРОТ_ТСЯ
4) ЖУРАВЛИ КУРЛЫЧ_Т
5) НИЧЕГО НЕ СТ0_ЩИЕ ОБЕЩАНИЯ
Отметьте номера слов, где написание
1) НЕ__ДОПОЛУЧИТЬ ДЕНЬГИ
1) НЕ_СОГЛАСЕН С ДОВОДАМИ
2) ВОВСЕ НЕ___ДЕТСКИЙ ВОПРОС
3) НЕ_УСПЕВАЮ1ЦИЙ СТУДЕНТ
4) НЕ_ВЫСОКИЕ, НО КРУТЫЕ БЕРЕГА
5) НЕ_ИСПЫТАННОЕ В БОЮ ОРУЖИЕ
1) СДЕЛАТЬ ПО__ДРУГОМУ
3) ПО_СТАРОМУ СТИЛЮ
5) ПО_ПРАВУ ГОРДИМСЯ
1) В_ВИДЕ МАКЕТА
2) С_НАЧАЛА ГОДА
4) ПОДНЯТЬСЯ НА_ВЕРХ
Отметьте номера слов, где пишется
25. удвоенная согласная
4) ДРЕ_СИРОВАННЫЕ ЖИВОТНЫЕ
1) ЗАКОПЧЁН_ЫЕ СТЕНЫ
2) НЕХОЖЕН_ЫЕ ТРОПЫ
4) ТРАВА ПОДСТРИЖЕН_А
5) СЛЫШАН_АЯ МНОЮ ИСТОРИЯ
Отметьте номера предложений, где слова, набранные курсивом,
Выделяются запятыми.
1) Великий русский физиолог Иван Павлов написал многочисленные
труды по высшей нервной деятельности.
2) С ним добродушным богатырём Наташе ничего не было страшно.
3) К нему юнцу придёт со временем уважение к морщинам и сединам.
4) Жил Воронцов с женой знаменитой петербургской красавицей.
1) Когда проснувшись я посмотрел на ходики, они показывали десять.
2) Ростов нахмурившись ещё раз низко поклонился и вышел.
3) Нечего сидеть сложа руки и дожидаться помощи!
4) Князь Андрей слушал Пьера облокотившись на перила.
5) Ситуация трудная, поэтому действуйте смотря по
1) Поднявшийся ночью ветер раздувал пламя костра.
2) Под вешним солнцем дышит ещё недавно мёртвая земля.
3) Они вошли в соседний коридор узкий и тёмный.
4) Он мог бы легко на деньги вырученные им за проданную дичь
купить себе патронташ и сумку.
5) Худой и тонкий он охватил её шею крепкими руками.
1) Она должно быть много горя перенесла на своём веку.
2) Пожалуй самыми заметными жителями посёлка были мальчишки.
3) До станции примерно час ходьбы.
4) Она отнеслась к несчастью совершенно спокойно.
1) Как истинно народный поэт Некрасов вводил в свой стих элементы
устного народного творчества.
2) Я загорел как арап и одичал.
3) Он состоялся как большой художник, внёсший свою лепту в
сокровищницу русской культуры.
4) Жизнь их текла как по маслу.
5) Слышно было как ветер трепал кусты и деревья.
Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится запятая.
1) Я хорошо закончил школу_и, хотя мы жили в Киеве, приехал в
Москву поступать в университет.
2) Близкие живут в нашей памяти_и память эта всесильна.
3) Рука бойцов колоть устала_и ядрам пролетать мешала гора
4) Приют певца угрюм и тесен_ и на устах его печать.
5) Тысячи насекомых проснулись в высокой траве_ и наполняли
воздух непрерывными звуками.
1) Иней подолгу лежал на скатах крыш_и у колодца, и на перилах
2) На их лицах выражалась_если не боязнь, то беспокойство.
3) Всю ночь огонь костра_то разгорается, то гаснет.
4) Хриплые_стенные часы пробили два.
5) Сухой_горячий ветер нёс раскалённый воздух.
1) Я решил, что_хотя ты и не принимал участия в разговоре, мы
2) По мере того_как приближалось время отъезда, мне становилось
3) Он решил, что_если его ждут такие мучения, то лучше умереть.
4) Нам нужно знать_не изменили ли вы своего мнения.
5) Дай высказать всё то_чем сердце полно.
Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится двоеточие.
35. 1) Закуковала кукушка_сей ячмень.
2) От зноя всё стало желтым_и небо, и поля, и воздух.
3) В степи, за рекой, по дорогам_везде было пусто.
4) Выяснилось_отряду приказано идти прямо на вокзал.
5) Он гость_я хозяин.
Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 22 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 |
В таблице 8 олицетворений в сложноподчинённых предложениях с придаточным определительным.
За соответствие каждой строки начисляется 0,8 баллов.
Максимальное кол-во баллов – 8.
Фамилия__________________________ Школа _____________
Задание 3. Распределите предложения на группы по какому-либо грамматическому признаку. Причём, одно и то же предложение может относиться к нескольким группам. Каждую группу озаглавьте, впишите названия групп и соответствующие каждой группе номера предложений в таблицу.
1. В степи, за рекой, по дорогам – везде было пусто.
2. Выяснилось: отряду приказано идти прямо на вокзал.
3. От зноя всё стало жёлтым: и небо, и поля, и воздух.
4. Это была женщина необыкновенная: она говорила на нескольких языках, много знала.
5. А вору дай хоть миллион – он воровать не перестанет.
6. Мне никто не мог помочь: ни брат, ни отец, ни друзья.
7. Лицо, походка, взгляд, голос – всё вдруг изменилось в Наташе.
8. Закуковала кукушка — сей ячмень.
9. Он гость – я хозяин.
10. Я доверяю любящим: они великодушны.
11. «Зачем не поэт я?» — горюет художник.
12. Трава, кусты – всё вдруг потемнело.
13. Под лучами утреннего света всё кажется рельефнее, ярче: и мостик, и терраса, и беседка, и крыльцо.
14. Ей снится: перед ней стоит красавец молодой.
15. Служить бы рад – прислуживаться тошно.
16. Черты смуглого лица его были выразительны: чёрные глаза, орлиный нос и густая борода обличали в нём иностранца.
17. Я не видел её лица, не видел даже её волос: всё закрывала темная волнистая ткань.
18. Пушкин сказал о вдохновении точно и просто: «Вдохновение есть расположение души к живому восприятию впечатлений».
19. Ваза разобьётся – будешь отвечать.
20. Настоящему рыбаку нужно многое: река, цветы, утренние зори и туманы, свежесть и тишина.
21. Тротуары, деревья, скамьи – всё было чистым, белым, свежим, обновлённым.
22. Но вы не сможете там жить: тот климат вас убьёт.
23. Степь весело пестреет цветами: белеет ромашка, скромно синеют колокольчики.
24. Первый великий учитель русской литературы Михаил Ломоносов сказал: «Смутно пишут о том, что смутно себе представляют».
25. Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
Кол-во баллов_______ Ф. И.О. проверяющего ____________ Подпись _____________
Номинация «Способности в русском языке» 10-11 класс
Двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами предложения
Тире перед обобщающим словом после однородных членов предложения
Двоеточие в БСП, где 2-ое простое предл-е указывает на причину того, о чём говорится в 1-ом простом.
Двоеточие в БСП, где 2-ое простое предл-е поясняет смысл 1-го простого
Двоеточие в БСП, где 2-ое простое предл-е дополняет смысл 1-го простого
Двоеточие после слов автора в предложении с прямой речью
Тире перед словами автора в предложении с прямой речью
Тире в БСП, где 2-ое простое предл-е содержит указание на следствие того, о чём говорится в 1-ом простом.
Тире в БСП, где 1-ое простое предл-е содержит указание на время или условие того, о чём говорится во 2-ом простом.
Тире в БСП, где содержание 1-го простого предложение противопоставляется содержанию 2-го простого.
Участнику начисляется по 1 баллу за выделенную группу.
Максимально – 10 баллов
Фамилия__________________________ Школа _____________
Имя _____________________________ 10-11 класс
Номинация «Способности в русском языке»
§ Послушайте предложение №1, запомните его как можно более точно.
§ Прочитайте 5 вариантов этого предложения.
§ Выберите вариант ответа, который в точности соответствует услышанному предложению №1, и обведите номер выбранного варианта ответа в кружок.
§ Работайте так же с предложениями №2, №3, № 4.
§ К предложению №5 будут даны только номера вариантов. Сами варианты Вам прочитает учитель. Вам будет нужно выбрать номер правильного предложения на слух.
Кол-во баллов________ Ф. И.О. проверяющего _______________Подпись _____
Фамилия__________________________ Школа _____________
Имя _____________________________ 10 -11 класс
Номинация «Способности в русском языке»
Список предложений для выбора
Рано утром, на заре, когда еще по-черному дымятся избы и кричат петухи, ты, бывало, распахиваешь окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, запахом прелых листьев, и видишь мелкую листву прибрежных лозин, сквозь которую ярко блестит кое-где утреннее солнце, мгновенно разогнавшее ночную лень и заставившее бежать умываться на пруд, где вода под лозинами стала прозрачная, ледяная и как будто тяжелая.
На ранней заре, когда еще кричат петухи и по-черному дымятся избы, ты, бывало, распахиваешь окно в прохладный сад, наполненный лиловым туманом, запахом осенних, прелых листьев, и видишь мелкую листву прибрежных лозин, сквозь которую ярко блестит кое-где утреннее солнце, мгновенно разогнавшее ночную лень и заставившее бежать умываться на пруд, где вода под лозинами стала прозрачная, обжигающе холодная и как будто тяжелая.
На ранней заре, когда еще кричат петухи и по-черному дымятся избы, ты, бывало, распахиваешь окно в осенний сад, наполненный лиловатым туманом, запахом прелых листьев, и видишь мелкие листья прибрежных лозин, сквозь которые ярко блестит кое-где утреннее солнце, очень быстро разогнавшее ночную лень и заставившее скорее бежать умываться на пруд, где вода под лозинами стала прозрачная, ледяная и как будто тяжелая.
На ранней заре, когда еще кричат петухи и по-черному дымятся избы, ты, бывало, распахиваешь окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, запахом прелых листьев, и видишь мелкую листву прибрежных лозин, сквозь которую ярко блестит кое-где утреннее солнце, мгновенно разогнавшее ночную лень и заставившее бежать умываться на пруд, где вода под лозинами стала прозрачная, ледяная и как будто тяжелая.
На ранней заре, когда еще кричат петухи и по-черному дымятся избы, ты, бывало, раскрываешь окно в освежающий сад, наполненный синеватым туманом, запахом прелых листьев, и видишь мелкую листву прибрежных лозин, сквозь которую ярко блистает кое-где утреннее солнце, мгновенно разогнавшее ночную лень и заставившее бежать умываться на пруд, где вода под лозинами стала прозрачная, ледяная и как будто тяжелая.
Фамилия__________________________ Школа _____________
Имя _____________________________ 10 -11класс
Номинация «Способности в русском языке»
Список предложений для выбора
Я освобождаю запутавшегося в колосьях хлеба жука, с удивлением рассматриваю его: он сердитый и серьёзный, возится в пальцах, шуршит жёсткими крыльями, из-под которых выпущено что-то тончайшее, палевое, – и вдруг щитки этих надкрылий разделяются, раскрываются, палевое тоже распускается, – и как изящно! – и жук подымается в воздух, гудя уже с удовольствием, с облегчением, и навсегда покидает меня, теряется в небе, обогащая меня новым чувством: оставляя во мне грусть разлуки.
Я освобождаю запутавшегося в хлебных колосьях жука, с удивлением разглядываю его: он сердит и серьёзен, возится в пальцах, шуршит жёсткими надкрыльями, из-под которых выпущено что-то тончайшее, палевое, – и вдруг щитки этих надкрылий разделяются, раскрываются, палевое тоже распускается, – и как изящно! – и жук подымается в воздух, гудя уже с удовольствием, с облегчением, и навсегда покидает меня, теряется в небе, обогащая меня новым чувством: оставляя во мне грусть разлуки.
Я освобождаю запутавшегося в хлебных колосьях жука, удивлённо рассматриваю его: он сердит и серьёзен, возится в пальцах, шуршит жёсткими надкрыльями, из-под которых выпущено что-то тонкое, палевое, – и вдруг щитки этих надкрылий разделяются, раскрываются, палевое тоже распускается, – и как изящно! – и жук поднимается вверх, гудя уже с удовольствием, с облегчением, и навсегда покидает меня, теряется в небе, обогащая меня новым чувством: оставляя во мне грусть разлуки.
Я освобождаю запутавшегося в хлебных колосьях жука, с удивлением разглядываю его: он сердит и серьёзен, возится в пальцах, шуршит жёсткими надкрыльями, из-под которых выпущено что-то тончайшее, палевое, – и вдруг щитки этих надкрылий разделяются, раскрываются, палевое тоже распускается, – и как изящно! – и жук подымается в воздух, довольно гудя, и бросает меня навсегда, теряется в небе, обогащая меня новым чувством: оставляя во мне грусть разлуки.
Я освобождаю запутавшегося в хлебных колосьях жука, удивлённо разглядываю его: он сердитый и серьёзный с виду, возится в пальцах, шелестит жёсткими надкрыльями, из-под которых выпущено что-то тончайшее, палевое, – и вдруг щитки этих надкрылий разделяются, раскрываются, палевое тоже распускается, – и как изящно! – и жук подымается в воздух, гудя уже с удовольствием, с облегчением, и навсегда бросает меня, теряется в небе, обогащает меня новым чувством: оставляя во мне грусть разлуки.
Фамилия__________________________ Школа _____________