- Что такое время отклика монитора компьютера?
- На что влияет время отклика?
- Много это или мало, и какое время отклика монитора лучше?
- Как можно узнать и проверить время отклика?
- Существуют три основных метода замеров отклика мониторов:
- Время отклика в мониторе для игр
- Как изменить время отклика в мониторе?
- Выводы
- Что такое время отклика монитора
- Какое время отклика в мониторе для игр лучше
- Какое время отклика пикселя лучше на мониторе
- 1. Типы ЖК-панелей
- 2. Изогнутый или плоский экран
- 3. Высокая частота обновления
- 4. Время отклика
- 5. Технология AMD Radeon™ FreeSync
Содержание статьи:
Что такое время отклика монитора компьютера?
Если говорить сухим научным языком, то время отклика жидкокристаллических мониторов – это самое меньшее время, которое необходимо пикселю для изменения яркости свечения и измеряется в миллисекундах.(мс)
Казалось бы – все просто и понятно, но если рассмотреть вопрос подробно, то окажется, что эти числа скрывают в себе несколько секретов.
Немного науки и истории
Время теплых и ламповых CRT мониторов с честными герцами кадровой развертки и RGB цветностью уже прошло. Тогда было все ясно – 100 Гц это хорошо, а 120 Гц еще лучше. Каждый пользователь знал, что эти числа показывают — столько раз в секунду обновляется, или моргает, картинка на экране. Для комфортного просмотра динамично изменяющихся сцен (например — фильмы) было рекомендовано использовать частоту кадров 25 для ТВ и 30 Гц для цифрового видео. Основанием послужило утверждение медицины о том, что человеческое зрение воспринимает изображение непрерывным, если оно моргает не менее двадцати пяти раз в секунду.
Но технологии эволюционировали, и эстафету у ЭЛТ (электронно-лучевая трубка) приняли панели на жидких кристаллах, которые еще называют ЖКИ, TFT, LCD. Хотя технологии производства различаются, но в этой статье заострять внимание на мелочах не будем, о различиях TFT и LCD расскажем в другой раз
На что влияет время отклика?
Итак, принцип работы ЖКИ заключается в том, что ячейки матрицы изменяют свою яркость под воздействием управляющего сигнала, иначе говоря – они переключаются. И вот эта скорость переключения или время отклика, как раз и определяет максимальную скорость смены картинки на дисплее.
В привычные герцы переводится по формуле f=1/t. То есть для того, чтобы получить необходимые 25 Гц требуется обеспечить пикселям скорость в 40 мс и 33 мс для 30 Гц.
Много это или мало, и какое время отклика монитора лучше?
- Если время велико, то при резких изменениях сцены проявятся артефакты – там, где уже черное матрица все еще показывает белое. Или отображается объект, уже пропавший из поля зрения камеры.
- Когда человеческому глазу показывают нечеткие картинки, то усталость зрения увеличивается, могут появиться головные боли, повыситься утомляемость. Это связано со зрительным трактом – мозг постоянно интерполирует информацию, поступающую с сетчатки, а сам глаз занят непрерывной сменой фокусировки.
Получается, что меньше-лучше. Особенно если за компьютером предстоит проводить большую часть времени. Поколение постарше помнит времена как тяжело было высидеть перед CRT восьмичасовый рабочий день – а ведь они обеспечивали 60 Гц и более.
Как можно узнать и проверить время отклика?
Хотя миллисекунды они и в Африке миллисекунды, но наверняка многие сталкивались с тем, что разные мониторы с одинаковым показателями формируют изображение разного качества. Такая ситуация сложилась по причине различных методик определения реакции матрицы. И какой способ измерения применял производитель в каждом конкретном случае вряд ли представиться возможным узнать.
Существуют три основных метода замеров отклика мониторов:
- BWB, он же BtB – аббревиатура словосочетания английского «Black to Back» и «Black-White-Black». Показывает время, за которое пиксель переключится из черного в белый и обратно в черный. Самый честный показатель.
- BtW – расшифровывается как «Black to White». Включение из неактивного состояния до стопроцентной светимости.
- GtG – сокращение от «Grey to Grey». Сколько нужно точке, чтобы изменить яркость серого с девяносто процентной до десяти. Обычно составляет порядка 1-2 мс.
И получается, что проверка времени отклика монитора по третьему способу покажет намного лучший и привлекательный для потребителя результат, чем проверка по второму. А ведь не придерешься – напишут, что 2 мс и так оно и будет. Да только по факту на мониторе и артефакты лезут, и картинка шлейфом идет. А все от того, что истинное положение дел показывает только метод BWB — первый метод, именно он свидетельствует о времени, необходимом пикселю на полный рабочий цикл во всех возможных состояниях.
К сожалению документация, доступная потребителям, не проясняет картину и что подразумевается под, например, 8 мс понять сложно. Подойдет ли, будет комфортно работать?
Для лабораторных исследований применяется достаточно сложный программно-аппаратный комплекс, который и не во всякой то мастерской есть. Но что делать, если хочется проверить производителя?
Проверка времени отклика монитора в домашних условиях осуществляется программой TFT Monitor Test. Выбирая в меню софтины пиктограмму теста и указав родное разрешение экрана на дисплей выводится картинка с прямоугольником, снующим туда-сюда. При этом программулина гордо покажет измеренное время!
Мы использовали версию 1.52, проверили несколько дисплеев и сделали вывод – программа что-то показывает, и даже в миллисекундах. Причем монитор худшего качества продемонстрировал худшие результаты. Но так, как время гашения и зажигания пикселей регистрируется только фотодатчиком, которого в помине не было, то чисто программный метод можно рекомендовать для субъективной сравнительной оценки – что измеряет программа понятно только ее разработчикам.
Куда более наглядным эмпирическим тестом будет режим «Белый квадрат» в TFT Monitor Test — по экрану двигается квадрат белого цвета, а задача тестирующего наблюдать за шлейфом от этой геометрической фигуры. Чем шлейф длиннее, тем больше времени на переключение затрачивается матрицей и тем хуже ее свойства.
Вот и все, что получится сделать для решения проблемы «Как проверить время отклика монитора». Описывать методы с применением камер и калибровочных таблиц не будем, а рассмотрим их в другой раз — на это потребуется еще пару дней. Полноценную проверку может выполнить только специализированная организация с соответствующей технической базой.
Время отклика в мониторе для игр
Если основное предназначение компьютера – игры, то стоит подобрать монитор с наименьшим временем отклика. В динамичных шутерах даже десятая доля секунды может решить исход сражения. Поэтому рекомендуемое время отклика монитора для игр — не более 8 мс. Такое значение обеспечивает частоту смены кадров 125 Гц, и будет абсолютно достаточно для любой игрушки.
При ближайшем следующем значении 16 мс в жестких замесах будет наблюдаться размытие движений. Данные утверждения верны, если заявленное время измерялось по BWB, но компании лукавя могут написать и 2 мс, и 1 мс. Наша рекомендация неизменна – чем меньше, тем лучше. Основываясь на таком подходе скажем, что время отклика монитора для игр должно быть не менее 2 мс так, как 2мс GtG примерно соответствуют 16 мс BWB.
Как изменить время отклика в мониторе?
К сожалению, без замены экрана – почти никак. Это характеристика самого слоя, отвечающего за формирование картинки, и соответствует проектному решению производителя. Есть конечно небольшая лазейка и инженеры решили вопрос: «Как изменить время отклика».
Компании, выпускающие мониторы называют эту фичу OverDrive (OD) или RTC – компенсация времени отклика. Это когда на пиксель кратковременно подается импульс более высокого напряжения, и он переключается быстрее. Если монитор сверкает надписью – Gaming Mode или подобной, то знайте – есть возможность корректировки в лучшую сторону. Еще раз растолкуем, чтоб было совсем понятно — никакие программы и замены видеокарт не помогут и ничего подкрутить не получится — это физическое свойство матрицы и ее контроллера.
Выводы
Покупая видеокарту за тысячу-полторы условных единиц, чтобы гонять любимые игры на минимум сотне FPS, и подавать видеосигнал монитору, который и сорок FPS едва вытягивает, немного нерационально. Лучше докинуть сотню на дисплей и наслаждаться полноценной динамикой игр и фильмов без разочарований – от 40 мс матрицы удовольствия вы точно не получите, и радость от обладания мощным видеоадаптером перекроет плохое качество изображения.
Монитор — важнейшая часть компьютера, потому что без него вся остальная работа система станет бесполезной. Именно поэтому так важно разбираться в критериях выбора и понимать, какой именно монитор идеально вам подойдёт. Перед тем как отправится в магазин за новым компьютером или отдельно за экраном, следует внимательно изучить такой важный критерий как время отклика.
Не каждый знает, что это такое и почему на этот показатель нужно обратить внимание при выборе. Обо всём этом вы узнаёте в этой статье.
Что такое время отклика монитора
Большинству даже не самых продвинутых пользователей известно, что любой экран состоит из нескольких тысяч или даже миллионов пикселей. Эти маленькие частицы постоянно изменяются, что позволяет получить на дисплее качественное изображение, которое сделает работу более комфортной.
Время отклика монитора это то минимальное время, за которое пиксель может измениться. Учитывается как изменение яркости, свечения, так и другие возможности, которыми обладает ваш экран.
ВАЖНО! Время измеряется в самых малых единицах — миллисекундах. Это очевидно, если учесть, что большинство изменений на мониторе происходит практически моментально. Иначе работа за компьютером была бы ужасно медленной и неудобной.
Скорость изменения картинки важна не только для обычной работы — особенно существенно разница заметна при просмотре фильмов или других медиафайлов. Самые старые модели компьютеров не могут похвастаться высокой скоростью, но современные технологии позволяют производителям предоставлять всё более и более продвинутые варианты, которые удовлетворят даже самых придирчивых пользователей.
Но как же разобраться в том, какое время отклика монитора является лучшим? Ответ на этот вопрос можно дать только в зависимости от ваших потребностей.
Какое время отклика в мониторе для игр лучше
Несомненно, этот параметр более всего важен при покупке игрового компьютера. Потому что именно в играх необходимо мгновенное изменение картинки на экране без постоянного торможения и размазанных частей.
Конечно, время отклика должно быть максимально низким. Чем ниже этот показатель, тем чётче изображение и приятнее использование компьютера для игр.
Если вы уже приобрели монитор и хотите протестировать его и измерить время отклика, то для этого существует два способа. Каждый из них не требует наличия специальных навыков или приборов, поэтому каждый сможет справиться с тестом самостоятельно.
Первый способ называется GTG. С его помощью вы сможете оценить, насколько быстро один пиксель способен изменяться. Если показатель излишне высок, то вы сразу же заметите, что картинка смазывается. В этом случае поможет и второй тест — MPRT. Он даёт возможность увидеть, как долго смазанное изображение остаётся на экране.
Таким образом, для игрового компьютера идеальным решением станет идеальное же время отклика — самое низкое. Если не обратить внимания на этот параметр, то первое же использование испортит всё впечатление от игры. Профессионалы рекомендуют приобретать дисплей с параметром не более 8 мс.
Какое время отклика пикселя лучше на мониторе
Обычных пользователей, которые не собираются играть на компьютере в игры, может совершенно не интересовать время отклика монитора. И зря! Потому что для чего бы ни был предназначен дисплей, скорость отклика имеет значение.
Большинство старых моделей, в которых этот показатель был слишком высок, оказывали значительную нагрузку на зрение и в целом на самочувствие человека, он много работал за таким компьютером.
ВАЖНО! Низкое время отклика пикселя снижает риск постоянной усталости глаз, появления головной боли и других неприятных симптомов переутомления. Учёные объясняют эту взаимосвязь тем, что постоянное наблюдение за замедленной картинкой плохо влияет на человека.
Кроме того, при любом использовании монитора с большим временем отклика вы будете чувствовать дискомфорт. Резкая смена картинки, будь то фильм, сериал или просто очень быстрый набор текста, будет сопровождаться накладыванием на новое изображение отпечатка старого. Таким образом, можно запросто потерять суть киноленты или сбиться при наборе на клавиатуре.
Теперь вы знаете, что такое время отклика монитора компьютера и на что влияет этот показатель. Выбирайте только те экраны, которые имеют максимально низкое значение по данному параметру, чтобы эксплуатация устройства не приносила значительного вреда здоровью и вызывала только приятные эмоции. Кроме того, узнав о способах проверки времени отклика, вы сможете протестировать уже имеющийся монитор и в случае плачевного результата прийти к выводу, что его следует заменить на новый. А со всеми приобретёнными знаниями новый дисплей будет идеально подходить именно вам.
Изображение – это наше все, когда речь идет об играх. Без красочной, яркой картинки игры становятся куда менее убедительными. Без плавного отображения на экране увлекательное сражение становится непереносимой пыткой. Чтобы этого избежать, необходимо приобрести как можно более мощную видеокарту, а затем – найти идеальный монитор. В этой статье мы расскажем, какие наиболее важные факторы следует учитывать при выборе монитора для игр.
1. Типы ЖК-панелей
Все мониторы (включая телевизоры, которыми вы пользуетесь, чтобы смотреть Youtube и расслабляться на диване) можно разделить на три категории, основываясь на типе их жидкокристаллической панели: TN, VA и IPS. Данные аббревиатуры означают технологию производства. Панели каждого типа имеют свои достоинства и предназначены для пользователей с разными потребностями.
TN: Быстрый отклик, неплохая контрастность, средние углы обзора, плохая цветопередача.
VA: Неплохой отклик, наилучшая контрастность, хорошие углы обзора, неплохая цветопередача.
IPS: Медленный отклик, неплохая контрастность, хорошие углы обзора, отличная цветопередача.
Время отклика имеет значение, когда вы играете в динамичные игры, такие как шутеры от первого лица или спортивные симуляторы (мы объясним это подробнее ниже). Контрастность – это способность монитора отображать черный цвет и детали затененных объектов. Угол обзора – максимальный угол, под которым на экран можно смотреть без существенной деградации качества изображения. И, наконец, цветопередача определяет то, насколько насыщенные цвета показывает монитор.
Как видно из таблицы, TN-панели обладают самым быстрым откликом, а IPS-панели – самым медленным. Что касается углов обзора и цветопередачи, то ситуация противоположная: TN-панели в этом отношении худшие, IPS – лучшие, а VA – хорошие. Как результат, TN-панели предпочитаются многими профессиональными киберспортсменами, которые готовы пожертвовать качеством ради более точного отображения игрового процесса. IPS-панели, напротив, выдают наиболее эффектную картинку, однако медленный отклик – большая проблема для игр. Прочитав всю вышеизложенную информацию, можно удивиться, что мониторы MSI изготавливаются с помощью VA-, а не TN-панелей. Все дело в том, что специалисты MSI, стремясь обеспечить для геймеров и наилучшие игровые характеристики, и наилучшее качество изображения, разработали специальную технологию, которая уменьшает время отклика VA-панелей до 1 миллисекунды, как у TN-панелей, при этом сохраняя их преимущества с точки зрения визуального качества.
2. Изогнутый или плоский экран
Игры – это способ уйти из обычной жизни в мир фантазий. Это не только возможность расслабиться и развлечься, но и способ увидеть что-то новое, получить вдохновение. Таким образом, важность монитора очень высока, ведь он служит в качестве посредника между нами и игровым миром. Идеальный монитор должен не только выдавать фантастическую картинку с насыщенными цветами, но и помогать пользователю погрузиться в изображенный на экране мир. Именно здесь проявляются достоинства изогнутых экранов. Коротко говоря, они помогают создать эффект погружения путем вывода картинки похожей на то, что есть в реальном мире. По сравнению с плоским экраном изогнутый обладает на 4-6% большим полем обзора в зависимости от расстояния между пользователем и монитором (данные получены при сравнении 27-дюймовых моделей). Таким образом, с помощью монитора с изогнутым экраном пользователь не только глубже погружается в игру, но и способен видеть больше.
*Разница в поле обзора пользователя при применении разных мониторов.
Помимо всех преимуществ с точки зрения визуального эффекта, изогнутый монитор меньше утомляет глаза. Расстояние между пользователем и любой точкой изогнутого экрана, в отличие от плоского, является примерно одинаковым, поэтому глазам не нужно постоянно подстраиваться. Самые хардкорные геймеры пользуются тремя мониторами сразу, и в этом случае изогнутые экраны, если поставить их бок о бок, создают более цельное изображение, увеличивая эффект присутствия еще больше. В общем, изогнутый монитор, без сомнения, является наилучшим выбором с точки зрения игр.
*Разница между мониторами с изогнутым и плоским экранами в мультимониторной конфигурации
3. Высокая частота обновления
*Вывод кадров мониторами с разной частотой обновления экрана.
Частота обновления – это число кадров, отображаемых монитором в секунду. В целом, чем выше частота обновления, тем более плавно отображаются игры, поскольку за тот же период времени на экран выводится большее количество кадров. На сайте YouTube можно найти демонстрацию того, как выглядят игры при использовании разной частоты обновления. Разница, как правило, очевидна. От 15 до 30, 60, 120, 144 и даже 240 Гц – всегда найдутся игроки, которые заявят, что чувствуют разницу. Она становится еще более выраженной в динамичных играх, таких как гонки, шутеры от первого лица, спортивные симуляторы. Когда играешь в симулятор автогонок, хочется полностью пережить все эмоции, когда дрифтуешь сквозь узкий серпантин. И монитор с высокой частотой обновления экрана (в сочетании с хорошей видеокартой) поможет в этом, выдавая плавное, реалистичное изображение. Коротко говоря, без достаточно высокой частоты обновления (мы настоятельно рекомендуем монитор, у которого данный параметр составляет не менее 144 Гц) эффект погружения в игру не будет по-настоящему полным.
Ниже представлен список свежих игр и рекомендуемая для них частота обновления экрана.
*Для идеального восприятия динамичных игр обычно требуется более высокая частота обновления экрана.
4. Время отклика
Существует два основных способа измерения времени отклика, однако прежде чем погружаться в техническую терминологию следует запомнить основной принцип – чем медленнее отклик, тем дольше изображение остается смазанным при движении/изменении. Если отклик быстрый, изменение или движение будет отображаться более четко и реалистично. Вообще, существует два популярных способа измерения времени отклика: GTG (gray to gray – «от серого к серому») и MPRT (motion picture response time – «кинематографическое время отклика»). Вкратце, при первом способе измеряется время, за которое меняется яркость одного пикселя. Чем оно больше, тем легче глазу это заметить (например, смазывание двигающегося объекта – результат того, что пиксели не способы вовремя изменить свой цвет). При втором способе оценивается то, как долго смазанная часть движущегося объекта остается видна на экране. Способ MPRT дает очень хорошее описание времени отклика, поскольку напрямую указывает, сколько времени нужно смазанным фрагментам, чтобы исчезнуть.
*Чем ниже время отклика, тем четче выглядит изображение.
Поскольку в играх изображение постоянно меняется (ведь игрок все время двигается внутри игрового мира), следует предпочесть монитор с низким временем отклика. Сюда входят все мониторы MSI, поскольку у них у всех время отклика (измеренное по методу MPRT) составляет 1 миллисекунду.
5. Технология AMD Radeon™ FreeSync
Некоторые думают, что пока видеокарта достаточно хороша для того, чтобы игры работали нормально, волноваться о мониторе не нужно. К сожалению, они могут столкнуться с неприятными визуальными эффектами, например «разрывом кадра». Причем чем лучше видеокарта, тем хуже может оказаться такой эффект. Почему? Дело в том, что частота обновления экрана монитора не совпадает с частотой создания кадров видеокартой. Допустим, видеокарта выдает 100 кадров в секунду, но монитор может отобразить лишь 60 (если его частота обновления – 60 Гц). В этом случае велик шанс, что монитор будет показывать одновременно куски разных кадров, ведь исходное изображение постоянно изменяется в новую версию. В результате пользователи видят на экране нестыковки, известные как «разрыв кадра».