Виды комбинаций в футболе

Физическая культура и спорт:

1. Физическая культура и спорт: проблемы, исследования, предложения

Смирнов А.В. , Послушной И.В.

Государственное высшее учебное заведение «Криворожский национальный университет»

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КОМБИНАЦИОННОЙ ИГРЕ

В СОВРЕМЕННОМ ФУТБОЛЕ

Большинство тактических задач, возникающих в ходе футбольного матча, решаются комбинациями. Комбинация — это действия двух или нескольких игроков, решающих определенную тактическую зада­чу. Вся игра состоит из цепи комбинаций и противодействия им. При этом комбинации бывают заранее подготовленными в процессе трени­ровок и импровизированными, т.е. возникшими в ходе самого матча. Каждая команда состоит из звеньев, т.е. тактических единиц, ко­торые в определенные моменты игры совместно решают какую-либо тактическую задачу. Совершенно очевидно, что только согласованные действия всех участников комбинации могут принести успех. Вот почему особое значение приобретает взаимопонимание, или, как иногда говорят, «чувство партнера», при выборе и осуществлении конкретной комбинации. Только спортсмены с единым пониманием игры могут однопланово решать поставленную задачу и, выбрав комбинацию, ус­пешно ее осуществить.

Принято различать два основных вида комбинаций: при стандарт­ных положениях и в ходе игрового эпизода.

Комбинации при стандартных положениях (вбрасывание мяча из-за боковой линии, штрафной удар, свободный удар, удар от ворот) позволяют заранее расположить игроков в наиболее выгодных для осу­ществления комбинаций зонах поля. Каждая комбинация обычно имеет варианты.

Комбинации в игровых эпизодах возникают после того, как команда овладела мячом. Очевидно, что игроки команды, овладевшей мячом, должны выполнять перемещения в ходе самой комбинации. Вот почему комбинации этого рода всегда имеют и оттенок импровизации. Умение изменить содержание конкретной комбинации в зависимости от воз­никшей игровой ситуации, сохраняя при этом основные принципы ком­ бинации данного вида, доступно лишь футболистам, с высоким уровнем тактического мышления.

Все передачи в футболе по содержанию можно классифицировать следующим образом:

1. По назначению: а) в ноги; б) на ход — на свободное место, за спину защитнику; в) на удар; г) «недоданная» — партнеру, открыва­ ющемуся в сторону своих ворот или поперек поля; д) прострельная.

2. По дистанции: а) короткая (5-10 м); б) средняя (10-25 м); в) длинная (более 25 м).

3. По направлению: а) продольная; б) поперечная; в) диагональная.

4. По траектории: а) низом; б) верхом; в) по дуге.

5. По способу выполнения: а) мягкая (пласированная); б) резаная; в) откидка.

6. По времени: а) своевременная; б) запоздалая; в) ранняя.
Факторами, влияющими на эффективность передач, являются: техническое мастерство футболиста; умение видеть поле (расположе­ ние партнеров и соперников, их позиции); тактическое мышление игро­ ка, владеющего мячом, его умение быстро и правильно определить, кому из партнеров и какую передачу наиболее целесообразно выпол­ нить в данной игровой ситуации; маневренность партнеров и, следова­ тельно, количество «предложений», сделанных игроку, владеющему мячом.

Общие указания по комбинацион­ной игре

1. В процессе тренировок следует усвоить структуру комбинации, ее смысл и основные принципы выполнения. Только в этом случае мож­но осуществлять комбинации применительно к конкретной игровой си­ туации.

2. Тактическая комбинация является синтезом индивидуального тактического мышления и группового взаимопонимания, а значит, и взаимодействия. Поэтому главное в осуществлении комбинаций — не механическое заучивание той или иной структуры группового дей­ ствия, а творческое применение своих знаний и умений в ходе матча.

3. Вся футбольная встреча состоит из сочетания простых, наигран­ ных до высокого уровня, и сложных, многоходовых тактических комбинаций с большим количеством игроков, участвующих в их осуще­ ствлении. Но и многоходовые комбинации, по существу, состоят из нескольких простых комбинаций, следующих одна за другой. Если мно­ гоходовые комбинации довольно трудно тренировать и они возникают в ходе самой встречи, т. е. являются в большинстве своем импровизи­ рованными, то качество их выполнения во многом зависит от умения футболистов свободно владеть простыми, хорошо наигранными комби­ нациями.

4. При изучении различных вариантов комбинаций необходимо помнить, что чем больше частей одной, ранее разученной комбинации входит в новую, тем быстрее происходит ее освоение. Полезно знать различные варианты развития комбинаций из одного и того же стан­ дартного начала. Такое разнообразие концовок комбинаций сильно затрудняет организацию обороны.

5. При осуществлении комбинаций особое значение имеют отвле­кающие действия партнеров по команде. Своими перемещениями они создают потенциальную угрозу воротам соперников и отвлекают вни­ мание обороняющихся.

1. Казаков П.Н. Футбол — Москва: «Физкультура и спорт», 1978.

2. Ломбева А.П., Сучилина А.А. Учебное пособие для тренеров — Москва: «Физкультура и спорт», 1983.

3. Чарльз Хьюз. Тактические действия команды — Москва «Физкультура и спорт», 1979.

Классификация передач мяча и простые тренировочные комбинации в тройках.

Пас справедливо называют языком футбола. Он должен быть такой, чтобы начать или развить атаку сразу. Поэтому скорость, с какой движется мяч после удара при передачах партнеру, имеет первостепенное значение. Ведь если раньше перемещения игроков происходили главным образом внутри линий, то теперь — из одной в другую, действия звеньями в этом направлении приобрели особую значимость, цена паса неизмеримо возросла. Здесь уместно привести высказывание бывшего тренера французского футбольного клуба «Сент-Этьенн» Альбера Баттё на страницах еженедельника «Футбол — Хоккей»: «Наиболее важный, решающий, на мой взгляд, фактор в современном футболе — техника паса. Тренер обязан отрабатывать приемы в парах, в тройках, в игровых ситуациях, объясняя принципы, связанные с этим фактором, те принципы, что позволяют создавать превосходство в числе в любой фазе игры с помощью различных вариантов паса. Игроки обязаны играть мяч, а не бить его, переводить мяч, а не толкать. Очень многое, почти все, зависит от способностей футболиста понять этот важный аспект сегодняшнего футбола — играй мячом, а не бей его»*.

Поскольку в книге будет приведено множество комбинаций тройками, предлагаю в этой главе рассмотреть виды передач и их особенности. Практикуемые в футболе передачи принято классифицировать в соответствии с их содержанием.

По назначению мяч может быть передан партнеру в ноги; на ход (на свободное место); открывающемуся в сторону своих ворот или поперек поля («недоданная») за спину защитника; на удар; прострельной передачей.

По дистанции передачи разделяют (в зависимости от расстояния между партнерами) на: короткие (5—10 м), средние (10—25 м) и длинные (более 25 м).

По направлению: продольные, поперечные и диагональные. Если направление движения мяча совпадает с продольной осью поля или параллельной ей линией (рис. 4), такая передача называется продольной (А), а путь мяча под определенным углом к продольной оси — поперечной передачей (Б). Продольная передача может выполняться только вперед или назад, а поперечная — в стороны и по диагонали вперед и назад.

По траектории полета мяча различают передачи низом, верхом и по дуге (рис. 5). Мяч, катящийся по земле или летящий над ней не выше уровня колен, называется низким (А). Если мяч летит на уровне головы стоящего игрока (Б) или его можно достать головой и только в прыжке (мяч, летящий еще выше), мы говорим о верховой передаче (В). Кроме того, мяч партнеру можно направить по дуге.

По способу выполнения передачи бывают мягкие (пласированные), резаные и откидные.

По времени — своевременные, запоздалые и ранние.

Целесообразность применения любой передачи вытекает из конкретной обстановки, уровня технического мастерства и тактической смекалки футболистов.

Делая передачу, необходимо выполнить следующие условия:
оценить обстановку, предусмотрев возможность перехвата мяча соперником;
определить расстояние, на которое надо передать мяч;
выбрать вид передачи соответственно обстановке;
правильно выполнить передачу технически.

Поскольку передачи — основной технико-тактический прием ведения игры, то, как свидетельствует статистика, на их выполнение приходится более половины всех технических действий. Причем классные игроки, реализуя тактические замыслы, умеют выполнять любую передачу подчас не глядя на мяч. Игроков в нашем футболе, искусно владеющих этим умением, к сожалению, не так много, но ценность их и полезность для игры неизмеримо велики, и чем больше таких будет, тем содержательнее станут взаимодействия партнеров.

* Баттё А. Футбол стал лучше, но. играть в него труднее. — М.: «Футбол — Хоккей», 1969, № 44, с. 15.

Называются так потому, что находят применение в процессе игры.

Выход на свободное место. Комбинация, пожалуй, самая распространенная в футболе. Она универсальна и может разыгрываться на любом участке поля в процессе организации, развития и завершения атаки.

Свободное место — это участок поля, где игрок может свободно или относительно свободно получить мяч.

Различают два свободных места — активное и пассивное.

Первое предусматривает позицию игрока, позволяющую получить мяч без активного сопротивления и свободно с ним оперировать — контролировать, вести, передавать партнеру, готовить или наносить удар по воротам.

Как правило, такое место находится за соперником.

Пассивное свободное место находится перед соперником, где игрок имеет возможность получить мяч относительно легко, хотя тут же может быть атакован и потому должен будет искать выход из цейтнота пространства и времени в своем тылу (передавать мяч назад) либо самостоятельно выбираться из трудной игровой ситуации.

Когда же надо начинать борьбу с соперником за выход на свободное место? Тогда, когда партнер готов сделать передачу. Но еще до выхода на свободное место, может быть, надо выполнить кое-какие действия, которые будут способствовать успеху: перед тем как стартовать — сблизиться с соперником на такую дистанцию, с которой, пользуясь благоприятным стартовым положением, можно выиграть борьбу за свободное место.

Если же соперник придерживается метода персональной, плотной опеки, то будет, вероятно, правильным резкое ложное движение в сторону партнера с мячом и тут же внезапный старт на свободное место. Такой же финт можно сделать с движением в сторону.

В свое время таким маневром широко пользовался известный игрок, а впоследствии тренер московского «Динамо» Михаил Якушин. Стоило ему бросить гибкое тело на шаг назад (либо в сторону) и вызвать ответную реакцию опекуна, как тут же он оказывался на свободном месте.

Получив мяч на свободном месте, игрок меняет соотношение сил на своем локальном участке поля. Важно, чтобы обыгранный соперник не успел вернуться в оборону.

Инициатор в проведении комбинации — игрок без мяча: вначале следует выход на свободное место и только затем — передача. Можно, конечно, заставить партнера бороться за свободное место ранее сделанной передачей. Но успех комбинации в этом случае сомнителен. При правильной последовательности действий участников комбинации важнейшие факторы ее успеха — своевременность и точность передачи.

Выход на активное свободное место имеет ярко выраженный наступательный характер и может быть применен в атаке на всех участках поля.

«Стенка». Эта комбинация одна из наиболее эффективных в атаке, но и одна из самых сложных, ибо требует от ее участников полного взаимопонимания и высокого технического мастерства. Цель большинства атакующих комбинаций — выведение партнера на активное свободное место ради взвинчивания темпа игры и в интересах решения какой-то тактической задачи.

Этой цели и служит комбинация «стенка» в разных вариантах.

На рис. 1 задача владеющего мячом (7) — прорвать оборону соперника (4). У него два варианта действий: попытаться обыграть соперника самостоятельно (но его стесняют боковая линия и атакующий соперник) или разыграть с партнером (9), опекаемым игроком (3), «стенку».

Комбинация «стенка» имеет ряд элементов, выполнение которых обязательно.

Владеющий мячом должен сблизиться с соперником на такую дистанцию, чтобы после передачи мяча оказаться на свободном месте раньше, чем соперник. Какова же эта дистанция? Только сопоставление быстроты реакции и техники старта единоборствующих даст ответ на данный вопрос. Если нападающий быстр, то дистанция между ним и соперником может составить и два метра. Если же более быстр соперник, то сблизиться с ним надо, может быть, на метр-полтора, чтобы улучшить условия для выхода на свободное место. Сблизившись с соперником на необходимую дистанцию, достаточно сильным ударом передать мяч партнеру под дальнюю от соперника ногу, а самому немедленно устремиться на свободное место. Малейшая пауза после передачи мяча поставит под сомнение успех всей комбинации. Партнер владеющего мячом, оценив момент передачи, обязан коротким быстрым движением навстречу передаче предложить себя для передачи и послать мяч на свободное место, где партнер встретится с мячом, не снижая скорости. Дистанция между партнерами в пределах 8—10 м. Передача мяча должна быть своевременной и точной, удобной для приема. Нарушение даже одного из приведенных условий — причина срыва комбинации.

В нашем футболе успешно применяют «стенку» спартаковцы Москвы. В прошлом этой комбинацией широко пользовались динамовцы Москвы, Киева и Тбилиси, московские «Спартак» «Торпедо», ЦСКА. Двойная «стенка». Опытный защитник обычно закрывает быстроходного подопечного, оставляя зазор (чтобы не проиграть свободное место): «уж лучше пусть он получит мяч в ноги, чем окажется у меня за спиной».

соперники в активной позиции
соперники в исходной позиции
неверное "закрывание" мяча
передача мяча по земле
Высокая передача
движение игрока без мяча
движение игрока с мячом
зона (площадь части поля),

Чтобы подтянуть защитника к своему подопечному, партнер последнего передает мяч ему в ноги. Защитник тут же сближается с ним и блокирует, не давая тому времени развернуться.

Вот в это время нападающий, получив мяч от партнера, как от «стенки», возвращает его прежнему владельцу, а сам устремляется на свободное место, где и получает мяч (тоже, как от «стенки»).

Трудность этой комбинации — в последней передаче: ведь мяч надо перебросить через соперников короткой передачей, своевременно и точно («подсечкой»).

«Стенка» для третьего (рис. 2). Игрока, ведущего мяч (2),

встречает опекун (11) его партнера. Передать мяч освободившемуся нападающему (7) затруднительно. Тогда он разыгрывает с партнером (6) «стенку», в результате чего мяч попадает третьему игроку на свободном месте (7).

Хорошо разученная, отшлифованная «стенка» — мощное оружие в атакующем потенциале. Найти противоядие от четко проводимой комбинации «стенка» очень сложно.

Внезапность действий атакующих, короткие передачи отвлекают внимание обороняющихся, тормозят их реакцию и ставят их в невыгодное положение.

«Скрещивание». Эта комбинация эффективна, если проводится в соответствии с необходимыми условиями.

Суть ее в следующем. Партнеры, один из которых владеет мячом, маневрируют навстречу друг другу (чаще всего — поперек поля). При «скрещивании» их путей соперники, сопровождающие маневрирующих, не знают, кто же останется с мячом: тот, кто вел его, или его свободный партнер? В этом и есть элемент загадки комбинации.

Условия проведения комбинации: владеющий мячом (7), встретив лобовое сопротивление соперника (2), отказался от единоборства, развернулся под прямым углом и начал движение поперек поля, ведя мяч «дальней» от соперника ногой. За ним образовалась пустая зона (рис. 3). Партнер (9), увидев этот маневр, двинулся навстречу со стороны мяча, увлекая за собой опекуна (3). За ним тоже образовалась пустота. Сближаясь, атакующие ускоряют движение (маскирующий фактор). При «скрещивании» владеющий мячом оставляет мяч партнеру. Замешательство у соперников возникает, когда пути атакующих скрещиваются, ибо намерения ни того, ни другого неизвестны. Затруднительность положения опекунов в том, что их пути встречаются. А это может стать причиной заминки, которую с выгодой для себя могут использовать атакующие.

«Скрещивание» может быть и по перпендикулярным линиям: футболист (7), вместе с опекуном (4) продвигающийся с мячом поперек поля, оставляет мяч партнеру (6), бегущему к нему под прямым углом (рис. 4).

Острота этой комбинации очевидна (особенно, если комбинация проводится в зоне удара, когда после нее овладевший мячом оказывается в свободной зоне для нанесения завершающего удара).

В 60-е годы мастерами такой комбинации были нападающие московского «Торпедо» и сборной СССР Эдуард Стрельцов и Валентин Иванов. Стрельцов, двигаясь поперек поля с мячом, уводил «сторожа» из своей зоны, а затем ударом пяткой возвращал мяч Иванову, который стремительно врывался в зону партнера из тыла. Удар пяткой в исполнении Стрельцова до сих пор помнят (и восторгаются как эффектностью, так и эффективностью) все, кому довелось его видеть.

Ложный маневр. Истинный, правдивый маневр имеет четкие цели — освободиться от соперника и выйти на свободное место. Цели ложного маневра — увести за собой сторожа и освободить зону для истинного маневра партнера.

Чаще всего истинный и ложный маневры сливаются в единый, имеющий две цели: открыться самому и освободить зону для партнера. Этот маневр должен иметь взрывной, внезапный характер, не дающий сопернику возможности определить, с какой целью маневр совершается.

Ложный маневр завоевал в современном футболе прочное место и вместе с истинным составляет основу атакующего плана игры. Цель его — ввести соперника в заблуждение, увести сторожа из зоны, куда может ворваться (с мячом или без мяча) партнер.

Совершать маневр можно в любом направлении. Смысл же он обретает только тогда, когда партнер маневрирующего готов к вторжению в свободную зону. Маневр ради маневра пользы не приносит. А чтобы соперник поверил в ложный маневр, как в истинный, надо предварительно привлечь его внимание к себе, делая короткие движения (можно в разных направлениях). Добившись же своего, сорваться с места и увлечь за собой опекуна.

Разберем несколько примеров.

Мячом владеет центральный полузащитник 8 (рис. 5). Правый крайний нападающий (7), видя, что из тыла готов подключиться в атаку полузащитник (6), делает ложный маневр в центр. В освободившуюся зону буквально влетает партнер (6).

С мячом — левый полузащитник 8 (рис. 6). Центральный свободный защитник соперника (5) сдвинулся на фланг для страховки крайнего коллеги (2). Центральный нападающий (9) уводит на тот же фланг своего опекуна (3), освобождая зону для крайнего нападающего противоположного фланга (7) или для одного из полузащитников.

Иногда игрок совершает ложный маневр и в своих интересах, чтобы потом, внезапно развернувшись, вернуться в освобожденную зону.

В современном футболе трудно вести атаку без создания свободных зон, пространства. Поэтому игроки тыла должны внимательно следить за маневрами нападающих (чтобы своевременно использовать свободные зоны, создаваемые форвардами, для активного участия в атаке).

«Пропуск мяча». В этой комбинации превалирует элемент неожиданности: на нем комбинация и строится. Структура ее проста. Мяч направляют прямо в ноги партнеру. Тот, имитируя прием мяча, внезапно пропускает мяч товарищу по команде, находящемуся за ним. В то время, когда мяч идет к игроку и тот готов к его приему, все, естественно, следят за действиями адресата: остановит ли он мяч, будет ли вести, сделает передачу, нанесет удар? Он же неожиданно пропускает мяч.

Это застает врасплох буквально всех, кроме партнера, который именно к этому и был готов. Ясно, что комбинация должна находить применение в игре лишь при полной уверенности пропускающего мяч в том, что мяч найдет адресата.

Нередко в завершающей стадии атаки с фланга следует прострел вдоль ворот. Пропуск мяча игроком, оказавшимся в «мертвой зоне» (за передней стойкой ворот) в такие мгновения особенно полезен.

Можно пропускать мяч и для себя. Так, вполне оправдан пропуск мяча для себя в комбинации «стенка», например когда соперник после первой передачи имеет возможность перехватить мяч.

Оцените статью
Добавить комментарий