- Содержание
- Виды клавишных музыкальных инструментов [ править | править код ]
- Электромеханические [ править | править код ]
- Электронные [ править | править код ]
- Духовые [ править | править код ]
- Клавишные [ править | править код ]
- Самозвучащие ударно-клавишные [ править | править код ]
- История клавишных инструментов [ править | править код ]
- Типы клавиатур [ править | править код ]
- Духовые музыкальные инструменты (аэрофоны)
- Металлофоны
- Струнные музыкальные инструменты (хордофоны)
- Клавишные музыкальные инструменты
- Ударные музыкальные инструменты
- Электромузыкальные инструменты
- Виды клавишных инструментов
- Клавишные синтезаторы
- Midi-клавиатура
- Цифровые пианино
- Клавишные комбоусилители
По способу воздействия на звучащее тело
По механизму управления
По преобразованию звука
Кла́вишные музыка́льные инструме́нты — инструменты, управление звукоизвлечением в которых осуществляется при помощи клавиатуры.
Содержание
Виды клавишных музыкальных инструментов [ править | править код ]
По типу звукообразования и способу извлечения звуков клавишные музыкальные инструменты делятся на следующие группы:
Электромеханические [ править | править код ]
Электронные [ править | править код ]
Духовые [ править | править код ]
- Клавишно-духовой (орган и его разновидности)
- Язычковые (фисгармония, баян, аккордеон, мелодика)
Клавишные [ править | править код ]
- Ударно-клавишные (клавикорд, фортепиано)
- Щипково-клавишные (клавесин и его разновидности)
Самозвучащие ударно-клавишные [ править | править код ]
История клавишных инструментов [ править | править код ]
Клавишные инструменты существовали ещё в Средние Века. Орган — один из древнейших инструментов — самый старый из них. Клавиши у органа были широкими и нажимали их кулаками, они пришли на смену большим рычагам, введенным в XI веке взамен неудобных ручных задвижек. В начале XVI века широкие клавиши были заменены более удобными — узкими, с помощью которых играют и сейчас. Тем самым орган стал клавишным духовым инструментом.
Первый струнный клавишный инструмент — клавикорд. Он появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно. Клавикорд имел устройство, похожее на устройство современного фортепиано. Однако его звук был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нём можно было играть перед большим количеством слушателей. Клавикорд, будучи намного меньше по размеру и проще, чем его родственник клавесин, был достаточно популярным инструментом домашнего музицирования, и его наверняка можно было найти в домах композиторов эпохи барокко, включая Баха.
Клавикорд являлся одним из самых чутких и отзывчивых клавишных инструментов своей эпохи, эпохи барокко. При нажатии на клавишу, маленький медный квадратик под названием «тангент» ударял струну и, упираясь в неё, как бы разделял её на две части — одна из которых являлась звучащей, а другая заглушалась лентой из войлока, протянутой вдоль струн. При отпускании клавиши тангент возвращался в исходное положение, колебания переходили на всю струну и мгновенно заглушались за счет той её части, которая была заглушена войлоком. У клавикорда было по одной струне на каждую клавишу, или по две — такой клавикорд называется «связанный». Будучи весьма тихим инструментом, клавикорд все же позволял делать крещендо и диминуэндо.
Другой клавишный инструмент — клавесин — скорее всего был изобретен в Италии в XV веке. Клавесины бывают с одним или двумя (реже с тремя) мануалами, а звук в них извлекается защипыванием струны плектром из птичьего пера (наподобие медиатора) при нажатии клавиши. Струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля, а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино. Звук концертного клавесина — довольно резкий, но слишком слабый для исполнения музыки в больших залах, поэтому в пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно. Клавесин использовался также для аккомпанемента к светским песням, в камерной музыке и для исполнения партии цифрованного баса в оркестре.
Существуют также музыкальные инструменты, которые являются разновидностью клавесина по сходству с ним в звукоизвлечении, но отличные от него по конструкции: спинет, мюзелар и вёрджинел — это небольшие клавесины с одной клавиатурой (реже с двумя) диапазоном в четыре октавы. Поскольку клавесины предназначались преимущественно для домашнего музицирования, то они, как правило, были искусно декорированы и поэтому могли украшать собой домашнюю обстановку.
На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке. Более того, был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы.
Эти мечты стали реальностью, когда в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори, занимавшийся конструированием музыкальных инструментов для семейства Медичи, изобрел первое фортепиано. Он назвал своё изобретение «gravicembalo col piano e forte», что означает «клавишный инструмент, играющий тихо и громко». Это название затем было сокращено, и появилось слово «фортепиано». Несколько позже подобные инструменты были созданы учителем музыки из Германии Кристофором Готлибом Шретером (1717 г.) и французом Жаном Мариусом (1716 г.).
Устройство звукоизвлечения у фортепиано Кристофори состояло из клавиши, войлочного молоточка и специального механизма для возвращения молоточка. У такого фортепиано не было ни демпферов, ни педалей. Удар по клавише заставлял молоток ударять по струне, вызывая её вибрацию, совсем не похожую на вибрацию струн у клавесина или клавикорда. Возвращатель позволял молоточку идти назад, а не оставаться прижатым к струне, что заглушало бы вибрацию струны. Позднее была изобретена двойная репетиция, позволившая молоточку опускаться наполовину, что очень помогало в исполнении трелей и быстро повторяющихся нот (в частности, тремоло и других мелизмов).
Типы клавиатур [ править | править код ]
Клавиатура может быть статической или динамической. Статическая клавиатура определяет положение клавиши (нажата или отпущена); сила звука определяется другими средствами. Динамическая клавиатура определяет также и силу нажатия, соответственно и изменяет силу звучания инструмента.
Клавиатуры органа, аккордеона, клавесина и фисгармонии — статические, фортепиано, клавикорда и челесты — динамические. В электронных клавишных инструментах возможны оба варианта.
Клавиатуры бывают для рук, у органа и клавесина могут быть несколько клавиатур и тогда их называют «мануалами», а также для ног — педальная клавиатура.
Музыкальные инструменты предназначены для извлечения различных звуков. Если музыкант играет неплохо, то эти звуки можно назвать музыкой, если же нет, то какафонией. Инструментов настолько много, что их изучение похоже на увлекательную игру похлеще Ненси Дрю! В современной музыкальной практике инструменты делятся на различные классы и семейства по источнику звука, материалу изготовления, способу звукоизвлечения и другим признакам.
Духовые музыкальные инструменты (аэрофоны)
Духовые музыкальные инструменты (аэрофоны): группа музыкальных инструментов, источник звука которых — колебания столба воздуха в канале ствола (трубки). Классифицируются по многим признакам (по материалу, конструкции, способам звукоизвлечения и др.). В симфоническом оркестре группа духовых музыкальных инструментов подразделяется на деревянные (флейта, гобой, кларнет, фагот) и медные (труба, валторна, тромбон, туба).
1. Флейта — деревянный духовой музыкальный инструмент. Современный тип поперечной флейты (с клапанами) изобретен немецким мастером Т. Бемом в 1832 году и имеет разновидности: малая (или флейта-пикколо), альтовая и басовая флейта.
2. Гобой — деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Известен с 17 в. Разновидности: малый гобой, гобой д’амур, английский рожок, геккельфон.
3. Кларнет — деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Сконструирован в нач. 18 в. В современной практике употребительны сопрановые кларнеты, кларнет-пикколо (итал. piccolo), альтовый (т. н. бассетгорн), басовый.
4. Фагот — деревянный духовой музыкальный инструмент (преимущественно оркестровый). Возник в 1-й пол. 16 в. Басовая разновидность — контрафагот.
5. Труба — духовой медный мундштучный музыкальный инструмент, известен с древних времен. Современный тип вентильной трубы сложился к сер. 19 в.
6. Валторна — духовой музыкальный инструмент. Появился в конце 17 века в результате усовершенствования охотничьего рога. Современный тип валторны с вентилями создан в первой четверти 19 века.
7. Тромбон — духовой медный музыкальный инструмент (главным образом оркестровый), в котором высота звука регулируется специальным приспособлением — кулисой (т. н. раздвижной тромбон или цугтромбон). Существуют и вентильные тромбоны.
8. Туба — самый низкий по звучанию духовой медный музыкальный инструмент. Сконструирована в 1835 в Германии.
Металлофоны
Металлофоны — род музыкальных инструментов, основной элемент которых пластины-клавиши, по которым бьют молоточком.
1. Само звучащие музыкальные инструменты (колокола, гонги, вибрафоны и др.), источником звука которых служит их упругое металлическое тело. Звук извлекается молоточками, палочками, особыми ударниками (языками).
2. Инструменты типа ксилофона, в отличие от которого пластины металлофона — из металла.
Струнные музыкальные инструменты (хордофоны)
Струнные музыкальные инструменты (хордофоны): по способу звукоизвлечения делятся на смычковые (напр., скрипка, виолончель, гиджак, кеманча), щипковые (арфа, гусли, гитара, балалайка), ударные (цимбалы), ударно-клавишные (фортепиано), щипково-клавишные (клавесин).
1. Скрипка — 4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру в скрипичном семействе, которое составило основу симфонического оркестра классического состава и струнного квартета.
2. Виолончель — музыкальный инструмент скрипичного семейства басо-тенорового регистра. Появился в 15—16 веках. Классические образцы созданы итальянскими мастерами 17—18 веках: А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари.
3. Гиджак — струнный смычковый музыкальный инструмент (таджикский, узбекский, туркменский, уйгурский).
4. Кеманча (каманча) — 3-4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Распространен в Азербайджане, Армении, Грузии, Дагестане, а также странах Среднего и Ближнего Востока.
5. Арфа (от нем. Harfe) — многострунный щипковый музыкальный инструмент. Ранние изображения — в третьем тысячелетии до нашей эры. В простейшем виде встречается почти у всех народов. Современная педальная арфа изобретена в 1801 году С. Эраром (S. Erard) во Франции.
6. Гусли — русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Крыловидные гусли («звончатые») имеют 4-14 и более струн, шлемовидные — 11-36, прямоугольные (столообразные) — 55-66 струн.
7. Гитара (исп. guitarra, от греч. кифара) — струнный щипковый инструмент лютневого типа. В Испании известна с 13 века, в 17-18 веках распространилась в странах Европы и Америки, в том числе как народный инструмент. С 18 века общеупотребительной стала 6-струнная гитара, 7-струнная получила распространение преимущественно в России. В числе разновидностей так называемая гавайская гитара; в современной эстрадной музыке используется электрогитара.
8. Балалайка — русский народный 3-струнный щипковый музыкальный инструмент. Известна с нач. 18 в. Усовершенствована в 1880-х гг. (под руководством В. В. Андреева) В. В. Ивановым и Ф. С. Пасербским, сконструировавшими семейство балалаек, позднее — С. И. Налимовым.
9. Цимбалы (польск. cymbaly) — многострунный ударный музыкальный инструмент древнего происхождения. Входят в состав народных оркестров Венгрии, Польши, Румынии, Белоруссии, Украины, Молдавии и др.
10. Фортепьяно (итал. fortepiano, от forte — громко и piano — тихо) — общее название клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Фортепьяно было изобретено в нач. 18 в. Появление современного типа фортепьяно — с т.н. двойной репетицией — относится к 1820-м гг. Расцвет фортепьянного исполнительства — 19-20 вв.
11. Клавесин (франц. clavecin) — струнный клавишно-щипковый музыкальный инструмент, предшественник фортепьяно. Известен с 16 века. Существовали клавесины различных форм, типов и разновидностей, в том числе чембало, верджинел, спинет, клавицитериум.
Клавишные музыкальные инструменты
Клавишные музыкальные инструменты: группа музыкальныхинструментов, объединённых общим признаком — наличием клавишной механики и клавиатуры. Разделяются на различные классы и виды. Клавишные музыкальные инструменты бывают сочетаются с другими категориями.
1. Струнные (ударно-клавишные и щипково-клавишные): фортепьяно, челеста, клавесин и его разновидности.
2. Духовые (клавишно-духовые и язычковые): орган и его разновидности, фисгармония, баян, аккордеон, мелодика.
3. Электромеханические: электропиано, клавинет
4. Электронные: электронное пианино
фортепьяно (итал. fortepiano, от forte — громко и piano — тихо) — общее название клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Было изобретено в начале 18 в. Появление современного типа фортепьяно — с т.н. двойной репетицией — относится к 1820-м гг. Расцвет фортепьянного исполнительства — 19-20 вв.
Ударные музыкальные инструменты
Ударные музыкальные инструменты: группа инструментов, объединяемых по способу звукоизвлечения — удару. Источником звука служат твердый корпус, мембрана, струна. Различаются инструменты с определенной (литавры, колокольчики, ксилофоны) и неопределенной (барабаны, бубны, кастаньеты ) высотой звука.
1. Литавра (литавры) (от греч. polytaurea) — ударный музыкальный инструмент котлообразной формы с мембраной, часто парный (нагара и др.). Распространен с древнейших времен.
2. Колокольчики — оркестровый ударный самозвучащий музыкальный инструмент: набор металлических пластинок.
3. Ксилофон (от ксило. и греч. phone — звук, голос) — ударный самозвучащий музыкальный инструмент. Состоит из ряда деревянных брусочков различной длины.
4. Барабан — ударный мембранный музыкальный инструмент. Разновидности встречаются у многих народов.
5. Бубен — ударный мембранный музыкальный инструмент, иногда с металлическими подвесками.
6. Кастаньетвы (исп. castanetas) — ударный музыкальный инструмент; деревянные (или пластмассовые) пластинки в форме раковин, укрепляемые на пальцах.
Электромузыкальные инструменты
Электромузыкальные инструменты: музыкальные инструменты, в которых звук создается в результате генерирования, усиления и преобразования электрических сигналов (с помощью электронной аппаратуры). Имеют своеобразный тембр, могут имитировать различные инструменты. К электромузыкальным инструментам принадлежат терменвокс, эмиритон, электрогитара, электроорганы и др.
1. Терменвокс — первый отечественный электромузыкальный инструмент. Сконструирован Л. С. Терменом. Высота звука в терменвоксе изменяется в зависимости от расстояния правой руки исполнителя до одной из антенн, громкость — от расстояния левой руки до др. антенны.
2. Эмиритон — электромузыкальный инструмент, снабженный клавиатурой фортепьянного типа. Сконструирован в СССР изобретателями А. А. Ивановым, А. В. Римским-Корсаковым, В. А. Крейцером и В. П. Дзержковичем (1-я модель в 1935).
3. Электрогитара — гитара, как правило из дерева, с электрическими звукоснимателями, преобразующими колебания металлических струн в колебания электрического тока. Первый магнитный звукосниматель в 1924 году смастерил инженер компании Gibson Ллойд Лоэр. Наиболее распространены шестиструнные электрогитары.
Струнные и духовые инструменты – самые древние на нашей планете. А ведь фортепиано или рояль тоже относятся к струнным, а вот орган – к духовым, хотя древними их назвать не получится (разве что орган, поскольку считается, что он был придуман греком еще до нашей эры). Дело в том, что первое фортепиано появилось лишь в начале XVIII века.
Предшественником одного из самых популярных инструментов был клавесин, который уже давно забыт. Ныне же даже фортепиано отходит на задний план. Ему на смену пришли цифровые пианино и электронные синтезаторы. Сейчас купить музыкальный синтезатор можно практически в любом магазине бытовой техники, не говоря уже о музыкальных магазинах. К тому же есть ряд других клавишных инструментов, основой которых как раз и стали клавишные синтезаторы.
В наше время клавишные инструменты (речь идет в основном о фортепиано) есть практически в каждой общеобразовательной школе, а также в некоторых учебных заведениях среднего и высшего уровня. В этом заинтересованы не только представители администрации учебных заведений, но и власти.
Тем более что ценовой диапазон клавишных синтезаторов довольно широк: от самых дешевых, предназначенных для дома, до самых дорогих рабочих станций для профессиональных музыкантов. Заказать синтезатор можно в любом магазине музыкальных инструментов, где можно найти вариант, подходящий именно вам.
Виды клавишных инструментов
Помимо классических видов, с каждым годом пополняется модельный ряд современных клавишных инструментов (одну из главных ролей в этом играет популярность электронной и клубной музыки), среди которых и синтезаторы, и миди-клавиатуры, и цифровые пианино, и вокодеры, и различные клавишные комбо.
Список можно продолжать и дальше. Данная тенденция не случайна, так как музыкальная индустрия требует инноваций в музыкальной области, а клавишные инструменты преуспели в инновациях больше, чем все остальные. К тому же многие исполнители все чаще начинают применять в своем творчестве различные синтезаторы и их производные.
Клавишные синтезаторы
Клавишные синтезаторы – это вид электронных музыкальных инструментов, они могут имитировать звуки, которые издают другие инструменты, синтезировать новые звуки и создавать уникальное звучание. Большая популярность пришла к клавишным синтезаторам в 70-80-е годы, в период развития поп-музыки.
Современные модели клавишных синтезаторов, имеющие секвенсор, являются своеобразной рабочей станцией. Они разделяются на цифровые, аналоговые и виртуально-аналоговые (как выбрать синтезатор). Наиболее популярные фирмы: Касио (синтезатор WK), а также многофункциональные рабочие станции. К таким устройствам относятся синтезаторы Корг (Korg), Роланд (Roland), Ямаха (Yamaha) и т. п.
Midi-клавиатура
Миди-клавиатура – это один из видов миди-контроллеров, представляющий собой обычную фортепианную клавиатуру с дополнительными кнопками и фейдерами. Эти устройства, как правило, не имеют динамиков и работают только с усилителем, в качестве которого выступает обычно компьютер.
Подобные клавиатуры очень удобны, поэтому наиболее часто применяются в студиях звукозаписи, особенно в домашних. Поэтому, если вы планируете обустроить студию звукозаписи, то всегда можете приобрести себе миди-клавиатуру.
Цифровые пианино
Цифровое пианино является практически полным аналогом акустического инструмента, с той лишь разницей, что может воспроизводить звуки не только фортепиано, но и некоторых других инструментов. Цифровые пианино хорошего качества почти не уступают в натуральности звука акустическим фортепиано, при этом имеют огромный плюс – гораздо меньшие размеры. К тому же осязательный эффект является таким же, как и от игры на фортепиано.
Неудивительным становится тот факт, что сейчас все больше профессиональных музыкантов предпочитают классическому инструменту электронный. Еще одним плюсом является то, что цифровые пианино стали более доступными, нежели их предшественник.
Клавишные комбоусилители
Комбоусилитель представляет собой электронный усилитель с динамиком. Такие устройства предназначены для использования совместно с электронными инструментами. Соответственно, клавишный комбоусилитель рассчитан на использование с электронными клавишными. Применяется обычно как монитор на концертных выступлениях или же на репетициях. Также используется в работе с миди-клавиатурами.
«>