В зал вошло несколько человек мужского пола

1. В зал (вошло — вошли) семь человек.

2. Этим летом на гастроли в наш город (приезжало — приезжали) два театра.

3. У него (было — были) две семьи — одна законная, другая тайная.

4. На книгу (получено — получены) тридцать пять отзывов.

5. Ежедневно (издается — издаются) только пять газет.

Несколько человек собиралОсь (или собиралИсь?) встретиться…

В русском языке подлежащее может быть выражено количественным сочетанием, то есть сочетанием имени существительного

а) с количественным числительным (три подруги, двое друзей);

б) с собирательным существительным (большинство учеников, множество картин);

в) с существительным ряд, часть (ряд вопросов, часть слушателей);

г) со словами много, мало, немного, немало, несколько (несколько человек, много народу).

Возникает вопрос: в единственном или во множественном числе в этих случаях надо употреблять сказуемое? Оказывается, можно и так, и так: обе формы сказуемого являются правильными в современном русском языке. Вместе с тем существуют варианты их употребления в зависимости от речевой ситуации.

1. Сказуемое употребляется во множественном числе, если

—мы хотим подчеркнуть быстроту, активность действия. Подлежащее при этом обозначает людей или животных. (Несколько человек бросил ись на помощь. Три гончих несл ись наперерез.);

—подлежащее выражено количественным сочетанием со словами ряд, часть, но из контекста понятно, что действующих лиц много. (Часть учеников 11-х классов, а именно Петров, Иванов, Сидоров и др., не готов ы к экзамену. Сравните: Часть учеников не готов а к экзамену. Здесь из контекста не следует, что таких учеников много.).

2. Сказуемое употребляется в единственном числе, если

—в предложении говорится о неживых предметах. Обычно такие предложения – принадлежность научного и официально-делового стилей речи. (В сообщении был о приведен о множество (много, мало, немало) интересных фактов и цифр.);

—подлежащее – это сочетание типа ряд учёных, часть учениц, тогда сказуемое согласуется со словами ряд, часть. (Ряд учёных заяви л о своём несогласии с позицией Академии. Часть учениц решил а не сдавать ЕГЭ по биологии.);

—подлежащее выражено собирательным существительным типа молодёжь, студенчество, народ, учительство и др. Здесь допустимо только согласование по форме слова. (Студенчество откликнул ось на призыв помочь детским домам.).

3. Сказуемое употребляется и в единственном, и во множественном числе, если

—подлежащее выражено собирательным существительным большинство, меньшинство. Сравните: Большинство согласил ись с требованиями администрации (согласование по смыслу). Большинство согласил ось с требованиями администрации (согласование по форме слова).

Таким образом, поскольку наш пример, вынесенный в заглавие, не подходит ни к одному из перечисленных случаев, можно сказать и Несколько человек собирал ись встретиться, и Несколько человек собирал ось встретиться.

1.Орфографический практикум «Правописание сложных слов»:

а) работа с таблицей;

б) вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

(Радио) передача, (книга) справочник, (себе) стоимость, (инфра) структура, (пол) часа, (штаб) квартира, (пост) фактум, (гидро) (энерго) ресурсы, (пол) метра, (пан) Европа, (юго) запад, (пяти) этажка, (экс) чемпион, (купля) продажа, Ростов (на) Дону, (Санкт) Петербург, (вице) премьер, (пол) Европы, (полу) финал, (киловатт) час, (пол) миллиона.

(Подлинно) народный, (архи) сложный, (научно) исследо­вательский, (вечно) зеленый кустарник, (ультра) правый, (сорок_) минутный перерыв, (кредитно) экономический, (общественно) полезный, (высоко) квалифицированный, (мало) вероятный, (редакционно) издательский, (всемирно) исторический, (практически) полезный, (севере) кавказский, (юго) западный, (резко) отрицательный, (пол) акционерного общества, (промышленно) развитый, (широко) форматный, (весьма) приятный, (темно) синий, (восточно) европейский, (выше) указанный.

2.Пунктуационный практикум «Запятая перед союзом КАК»

а) работа с таблицей;

б) Расставьте знаки препинания

1. Сегодня банки как и прежде остаются главными дей­ствующими лицами в мире денег. 2. Роль бирж снизилась вследствие появления в экономически развитых странах такого новшества как электронная почта. 3. Труд произ­водителя тяжелее чем труд по погрузке перевозке или хранению товаров. 4. Вы должны сообщить о своем решении не менее чем за два дня до начала конференции. 5. Дефицит государственного бюджета как и ряд других факторов порождает такое явление экономики как инфляция. 6. В развивающихся странах инфляция традиционно выше нежели в промышленно развитых. 7. Радикальных перемен в этом процессе предприниматели ждут буквально как манны небесной. 8. Это было не что иное как статья из газеты "Вести".

Читайте также:  Для чего нужна компьютерная грамотность

3) Поставьте ударения в следующих словах: отчасти, оземь, положил о бок, под боком, под вечер, поделом, подолгу, подчистую, поистине, покамест, поодаль, поровну, по трое, тотчас, час от часу, наспех, начистоту, добела, во всеуслышание, врассыпную, вперегиб.

II. Вопросы для самопроверки

1) Какие подразделы имеет грамматика?

2) Что изучает синтаксис?

3) Чем отличается словосочетание от предложения?

4) Охарактеризуйте предложение как синтаксическую единицу.

5) Расскажите о синтаксических нормах современного русского литературного языка:

а) особые случаи согласования подлежащего со сказуемым;

б) грамматическая сочетаемость;

в) употребление деепричастных оборотов в письменной речи.

III. Практические задания для закрепления нового материала

1) Выберите правильную форму сказуемого, подчеркните ее. Обоснуйте свой выбор.

1. (Произошло, произошли) два (удивительных, удивитель­ные) события.

2. Дошло до того, что в некоторых регионах (возникло, возник­ли) по три-четыре отделения движения.

3. Говорят, что ряд негосударственных владельцев телекомпа­нии (готов, готовы) предложить свои десять процентов в об­мен на деньги.

4. Тогда (погибло, погибли) несколько рабочих.

5. За это решение (проголосовало, проголосовали) 238 депутатов.

6. Большинство людей (ответило, ответили) на этот вопрос «да».

7. Большинство их (было, были) признанными экспертами.

8. Ряд новых законопроектов (отклонено, отклонены) Думой на этой неделе.

9. Много людей (прошло, прошли) мимо памятника.

10.Сотни растений (взошло, взошли) на этих грядках.

11.Кроме основной гигантской трещины геофизикам (известно, известны) и несколько других.

12.Несколько тысяч жителей города (живут, живет) в сейсми­чески опасной зоне.

13.Часть жильцов (переехала, переехали) к родственникам.

14.(Первые, первыми) забили тревогу ученые Института физики Земли РАН.

15.На это предложение РАО ЕЭС (ответил, ответила, ответило) отказом.

16.ЦИК (отклонил, отклонила) несколько тысяч подписей.

2) Из приведенных в скобках форм сказуемого выберите нужную, подчеркнув ее.

1. В зал (вошло — вошли) семь человек.

2. Этим летом на гастроли в наш город (приезжало — приезжа­ли) два театра.

3. У него (было — были) две семьи — одна законная, другая тайная.

4. Двадцать один солдат (погиб — погибли) при штурме чеченского села.

5. На книгу (получено — получены) тридцать пять отзывов.

6. Ежедневно (издается — издаются) только пять газет.

7. Лучшие десять работ (отмечено — отмечены) денежными призами.

8. На заседании (присутствовало — присутствовали) человек де­сять.

9. Все двадцать один спортсмен (пробежал — пробежали) дис­танцию.

10.В доме (жило — жили) три семьи.

11.(Прошло — прошли) еще полчаса ожидания.

12.Много людей (выразило — выразили) свое возмущение про­должающимися боевыми действиями.

13.Не менее двадцати человек (посетило — посетили) в этот день выставку.

14.Несколько виновных (было — были) наказаны, остальным сделано предупреждение.

3) Выберите форму согласованного определения. Свой выбор обоснуйте.

1. В Варшаве (открылось, открылся) (новый, новое) кафе-шоп.

2. (Новый, новая) театр-антреприза открывает театральный се­зон.

3. Я купила (такую, такие) (красивую, красивые) юбку-брюки, (которая, которые) снова (вошла, вошли) в моду.

4. Психологи считают, что есть две (основных, основные) при­чины: сложная социально-экономическая ситуация и при­вычка «не выносить сор из избы».

5. Она протянула к нему обе (свои, своих) руки.

6. В Европе вводится единая денежная единица — евро. Предпо­лагается, что (одна, одно, один) евро будет стоить дороже доллара.

7. Два (мои, моих) (старшие, старших) брата и обе сестры бра­ли уроки пения.

4) Найдите примеры неправильного употребления в речи деепричастных оборотов. Объясните характер ошибки. Отметьте цифрами (1) невозможность употребления деепричастного оборота, (2) несуществующую форму деепричастия, (3) несоответствие грамматических времен деепричастия и глагола, (4) необоснованную однородность деепричастного оборота и глагола и (5) необоснованную однородность глагола и деепричастия. Дайте правильный вариант.

1. Лежа на печи тридцать лет и три года да по щучьему велению только в родных русских сказках дело делается. _______________________________

2. Несвоевременно проявив президентские амбиции, глава пра­вительства отправлен в отставку. _____________________________________

3. Посмотрев на проблему ратификации в другой плоскости, к нам пришло удачное решение. ______________________________________________

4. Фонд Сороса, рискуя капиталами и спасший многие российс­кие предприятия, еще хранит надежду на стабилизацию на­шей экономики. _________

Читайте также:  Как включить led подсветку на samsung

5. Доехав до ближайшего светофора, у водителя внезапно заглох мотор._

6. В словарь были включены историзмы и архаизмы, встречаю­щиеся в произведениях писателей-классиков XIX века, зат­рудняя ученикам понимание текста. ________________________________________________________

7. В основу учебного курса положены принципы интенсивного обучения, помогая за 12 уроков существенно улучшить уро­вень вашего владения английским языком. ________________________________________________

8. Булгаков работал над романом десять лет, так и не успев его отредактировать.__________________________________________________________

5) Прочитайте предложения. Исправьте, где это необходимо, на­низывание падежей, не оправданное контекстом и затрудняю­щее понимание.

Речь была встречена депутатами шумными аплодисмен­тами. 2. Докладчик остановился на некоторых новейших оценках науки влияния на природу химического производства. 3. Наш представитель вторично выдвинут депутатами предсе­дателем комиссии. 4. В работе дается краткая характеристика методики определения себестоимости сельскохозяйственной продукции. 5. В целях дальнейшего расширения участия сту­дентов и привлечения к активной работе по экономике членов Клуба менеджеров проводятся регулярные встречи за круглым столом. 6. Ведутся изыскания возможности создания самостоя­тельных независимых издательств. 7. Диссертация содержит анализ теории и практики решения проблемы укрепления экономической базы предприятия нашего времени. Работа представляет собой попытку обобщения опыта производства товаров народного потребления. 9. С выходом книги читатели смогут ознакомиться с пониманием наших проблем известного современного писателя.

Задания для самопроверки.

1.Составьте и запишите, объединившись в группы по 3-4 человека, пилолог на тему «Вкус и мода». Выберете один из вариантов состава собеседников. Помните, что собеседники могут расходиться во мнениях, и тогда пилолог перейдет в спор.

1) Модельер, музыкант, садовник.

2) Девушка, юноша, мужчина лет шестидесяти и женщина этого же возраста.

3) Преподаватель, студенты младшего и старшего курсов.

2.Инсценируйте подготовительные полилоги. Обсудите.

3.Определите тему и рему относительно составленных полилогов, рассматривая их содержание в целом.

4. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Выполните задания, приведенные после текста.

1. Судьбы, как тропы в глухолеть…, — всегда разные.

Найдет человек сох…тиную иль медвежью сте…ку, и пош…л по ней. Потом удивля…тся: какая (не)чистая сила пон…сла его по такой др…муч…сти где сам черт ногу сломит?

Многие идут по наторе(н,нн)ым дорогам но не след в след, каждый (по) своему.

Случается: человек долго ищ…т судьбу. Наб(ъ,ь)ет ноги н…раз умо…тся горькой солью; брызн…т с…д…на в голову а ему всё каж…тся – жизнь впереди!

Другой (не)успев пожить вдруг вспыхын…т огнем да так ярко что многим возле него хоть водой окатывайся: (не)вмоготу пр…пекает. Сг…рит а про него долго еще будут говорить пом…ная добро и лихом.

Есть судьбы ле…кие. Век Прож…вет иной н…разу (не)охнув. Есть трудные. Когда как говорят в народе на бедного Макара все шишки вал…ся.

Сколько людей – столько судеб все (не)охват…ш…

1. Укажите синтаксические средства выразительности.

2. Определите главную мысль текста.

3. Найдите метафоры и эпитеты.

4. Напишите небольшое рассуждение на тему данного отрывка.

2. Когда ум…рают кони – дыш…т

Когда ум…рают травы – сохнут

Когда ум…рают со…нца – они гаснут

Когда ум…рают люди – поют пени.

1. Укажите синтаксические средства выразительности.

2. Объясните, как вы понимаете гланую мысль стихотворения.

3. Пестрый лист. Красный ш…повник. Искры обклева(н,нн)ой калины в серых

кустах. Ж…лтая хвойная опадь с листве(н,нн)иц. Ч…рная, обнаж…(н,нн)ая в полях

земля под горою. Зачем так скоро?!

1. Укажите синтаксические средства выразительности.

2. Трансформируйте текст так, чтобы все его предложения были сложными.

3. Подчеркните грамматические основы и определите вид каждого сложного

Для справки: синтаксические средства выразительности – односоставные и не-

полные предложения, анафора, однородные члены предложения.

Расположите приведенные отрезки речи в логической последовательности. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. определите, к каким стилям относятся эти тексты. Как стиль каждого текста связан с выбором синтаксических конструкций и логических средств?

1. Сейчас отношений к эсперанто более сдерж…(н,нн)ое. Эсперанто созд…вался в ра…чете прежде всего на индивидуальное(«каб…нетное») воспр…ятие европейцами пиьме(н,нн)ой информации. Совреме(н,нн)ые средства ма(с,сс)овой ко(м,мм)уникации укрепляют в международном общении роль естестве(н,нн)ых языков.

2. От полноты жизни эсперанто даже стал изменят…ся – по тем(же) общим пр…чинам по которым подверж…(н,нн)ы эволюции естестве(н,нн)ые яэыки. В его словах разв…вались новые значения возн…кали новые синонимические связи многозначность перер…стали в оммонимию; некоторые первон…чальные корни стихийно выт…снялись новыми и т. д.

Читайте также:  Жесткий диск занят а файлов нет

3. На эсперанто создана значительная ор…гинальная и переводная литература в разных странах выход…т около (140) пер…одических изданий регулярные програ(м,мм)ы на эсперанто перед…ют десять радио(станций). В рамках движения эспирантистов сл…жились различные международные организации такие как «Музыкальная эсперанто – лига», «Скаутская эспирантская лига» и т. п. Нац…ональные об(ъ,ь)ет…нения эспирантистов есть в (56) странах в том числе в ряде стран СНГ и Балтии.

4. В конце XIX и до 40-х гг. XX в. об эсперанто с (и,э)нтуз…азмом писали Лев Толстой, Максим Горький, К.Э. Циолковский и др. По эниц…ативе Троцкого готовясь к «мировой революции» эсперанто учили в ряде частей Красной Армии.

(По Н. Мечковской)

Определите, какие предложения приводятся ниже и какие средства синтаксической выразительности использованы авторами. Преобразуйте эти предложения в синонимические иной структуры. Установите, какую из вариантов – исходной или представленной вами — является более выразительным и почему.

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.

Очертанья столицы во мгле.

Друзья мои суровые,

Цветы мои усталые…

Все зачеркнуть. И все начать с начала,

Как будто это первая весна.

Если вы не можете удержаться от слез, что вы можете сделать для пользы других? Чтобы быть полезным кому-то, нужны вся чистая воля человека и такая его любовь, где он должен забыть о себе и действовать, действовать, действовать, ясно видя перед собой только тех, для кого он хочет трудиться. Видеть же, как надо правильно действовать, могут только те глаза, что потеряли способность плакать.

Прочитайте фрагмент статьи Н. М. Шанского об особенностях происхождения и употребления в речи междометий. Составьте два-три диалога с использованием данных междометий.

АДЬЮ, ПРОЩАЙ И ДО СВИДАНЬЯ

Адью – грубовато-фамильярный синоним нейтральных прощай и до свиданья. Его иноязычное (а именно – французское) происхождение ясно чувствуется уже в звуковом облике. К нам оно пришло в XIX в. В языке-источнике adieu появилось на два столетия раньше – в результате слияния в одно слово предлога а и существительного dieu «Бог». Так что по своему образу французское adieu подобно русскому междометию с Богом «прощай, до свидания», сейчас уже устаревшему, но пожилым еще хорошо известному.

Совершенно иными по своему происхождению являются нейтральные синонимы адью – до свидания и прорщай.

Междометие до свидания – сочетание предлога до с родительным падежом существительного свиданье – имеет точные однообразные параллели в других языках (например, нем. Aufwiedersehen! – ср. wieder «вновь»; рум. La revedere – ср.re «снова», vebere «видеть» и т.п.). В нем, как и вего иноязычных «двойниках», в основу положено пожелание увидеться, свидеться вновь.

Совсем иное по своему внутреннему стержню и исходной структуре слово прощай: это ставшая междометием повелительная форма глагола прощать, имеющая «извинительное» значение. Первоначально прощай значило «прости (если что не так)».

Так, у А. С. Пушкина в романе «Евгений Онегин» читаем: Кто б ни был ты, о мой читатель. Друг, недруг, я хочу с тобой Расстаться нынче как приятель. Прости (прости = прощай). Синонимичные в обыденной речи, до свиданья и прощай поэтами используются иногда как антонимы (ср. у П. Антокольского в стихотворении, посвященном памяти А. Фадеева: Никогда не прощай, навсегда до свиданья, Милый друг, дорогой человек).

Заметим, что антонимическими по своему значению могут быть (даже в общем употреблении) и слова, имеющие один и тот же образный стержень. Так, Будь здоров! значит «прощай, до свиданья», а Здорово! Здравствуй! являются междометиями приветствия, хотя этимологически оба выражают одно и то же – пожелание быть здоровым.

Между прочим, это наблюдается не только в русском языке. Латинское vale (от valere «здравствовать, быть здоровым») значит «до свиданья, всего хорошего»: вспомните Евгения Онегина, который знал по-латыни, Чтоб эпиграфы разбирать, Потолковать об Ювенале, В конце письма поставить vale, Да помнил, хоть не без греха, Из Энеиды два стиха.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector