В каком предложении есть пунктуационная ошибка

1)Сергейчеву необходимо было встретиться с Валей — ему надоела неопределённость в их отношениях.

2)«Обыкновенная история» — первое произведение Гончарова — громадный росток, только что пробившийся из земли, ещё не окрепший и зелёный, но переполненный свежими соками.

3)Сказка в фольклоре — это устный рассказ о выдуманном событии, носящий фантастический, приключенческий или анекдотический характер.

4)Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков.

Ответ: 1

Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже пред­ложении?

Как две капли воды походили близнецы друг на друга всем: чертами лица, их выражением, цветом волос, ростом, складом тела — и ненавидели друг друга непримиримо.

1)Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет содержание первой части.

2)Ставится двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами.

3)Вторая часть бессоюзного сложного предложения имеет значение следствия.

4)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

Ответ: 2

Как объяснить постановку тире в предложении:

Среди прочих неприятностей, угрожающих людям, физики открыли энтропию — ржавчину, разъедающую энергию.

1)Это тире между подлежащим и сказуемым.

2)Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит сравнение с тем, о чём говорится в первой части.

3)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

4)С помощью тире выделяется обособленное приложение.

Ответ: 4

В каком предложении есть пунктуационная ошибка?

1)Я убеждён в одном: вдохновение приходит лишь во время труда.

2)На печи лежать — богатства не видать.

3)В избе у неё всегда было опрятно: стены чисто побелены, висели на окнах натянутые гармошкой белые шторки.

4)С приближением к воде менялась растительность — показал из воды свою малиновую башенку чистец лесной, выбросила пурпурные стрелы плакун-трава.

Ответ: 1

Как объяснить постановку тире в приведённом ниже предложении?

Врач осмотрел потерпевших — никаких травм, к великому удивлению зевак, он не нашёл.

1)Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает, поя­сняет содержание того, о чём говорится в первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.

3)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится в первой части.

4)Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает при­чину того, о чём говорится в первой части.

Ответ: 2

Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже пред­ложении?

Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, ко­торой крыша опиралась на два законченных столба, была полна народа.

1)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится в первой части.

2)Двоеточие ставится после обобщающего слова перед однородными членами предложения.

3)Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, рас­крывает содержание того, о чём говорится в первой части.

4)Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит вывод, следствие из того, о чём говорится в первой части.

Ответ: 3

Как объяснить постановку тире в приведённом ниже предложении?

Василий Волков, гоня на коне вдоль реки, наехал на рыбачий костёр — рыбаки повскакали с испугом, чугунок с ершами опрокинулся в огонь.

1)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

2)Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

3)Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на ус­ловие совершения того, о чём говорится во второй части.

4)Во второй части бессоюзного сложного предложения содержится следствие того, о чём говорится в первой части.

Ответ: 4

Контрольная работа № 8

Задание. Прочитайте и проанализируйте предложения с точки зрения пунктуации.

В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели. 4

Я стал читать, учиться – науки также надоели: я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и, чтоб добиться ее, нужно только быть ловким. 4 Тогда мне стало скучно. Вскоре перевели меня на Кавказ – это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями – напрасно: через месяц я так привык к их жужжанию, что, право, обращал больше внимания на комаров, и мне стало скучнее прежнего: я потерял почти последнюю надежду.

Когда я увидел Белу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбой. Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни: невежество и простосердечие одной так же надоедает, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я за нее жизнь отдам – только мне с нею скучно. Глупец я или злодей – не знаю, но то верно, что я также достоин сожаления, может быть, больше, нежели она: во мне душа испорчена светом.

Дополнительное задание. Дайте общую синтаксическую характеристику первых двух предложений и графически разберите их по членам.

Ответ:

1.В первой моеймолодости, с той минуты, когда явышелиз опекиродных, ястал наслаждатьсябешеновсемиудовольствиями, которыеможно достатьза деньги, и,│разумеется│, удовольствия эти мне опротивели. 4

Хар-ка предложения: повествовательное, невосклицательное, сложное, с различными видами связи (сочинительная и подчинительная), состоит из 4 частей, 1 часть – двусоставная, распространенная, усложнена обособленным обстоятельством; 2 часть – придаточное предложение по отношению к 1 части, двусоставное, распространенное, ничем не усложнено, 3 часть – определительное предложение по отнощению к 1 части, односоставное, безличное, распространенное, ничем не усложнено, последняя часть присоединена при помощи сочинительного союза и к предшествующим частям, имеет двусоставную основу, распространена и усложнена вводным словом.

Ответ:

2.Ястал читать, учитьсянауки также надоели: явидел, что ни слава, ни счастьеот нихне зависятнисколько, потому что самые счастливые людиневежды, а славаудача, и, чтоб добитьсяее,нужно только быть ловким. 4

Хар-ка предложения: повествовательное, невосклицательное, сложное, с различными видами связи (бессоюзная, сочинительная и подчинительная), состоит из 7 частей, 1 часть (Ястал читать, учиться ) – двусоставная, нераспространенная, при этом усложнена однородными сказуемыми; 2 часть – (науки также надоели) соединена с 1 частью бессоюзной связью, имеет двусоставную основу, не распространена второстепенными членами, ничем не усложнена, 3 часть (явидел) – соединена со 2 частью бессоюзной связью, имеет двусоставную основу, не распространена второстепенными членами, ничем не усложнена, 4 (что ни слава, ни счастьеот нихне зависятнисколько) часть представляет собой придаточное предложение по отношению к 3 части, двусоставное, распространенное, усложнено однородными подлежащими; 5 часть (потому что самые счастливые людиневежды) — придаточное предложение по отношению к 4 части, двусоставное, распространенное, ничем не усложнено; 6 (а славаудача) часть связана спредшествующей части при помощи сочинительного союза а, двусоставная, не распространена второстепенными членами, ничем не усложнена, 7 часть(чтоб добитьсяее) — придаточное предложение по отношению к 1 части, односоставное, безличное, распространенное, ничем не усложнено, последняя часть присоединена при помощи сочинительного союза и к предшествующим частям, имеет односоставную безличную основу, не распространена и ничем не усложнена.

Теперь закройте оригинал и расставьте в этом тексте знаки препинания самостоятельно.

В первой моей молодости с той минуты когда я вышел из опеки родных я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями которые можно достать за деньги и разумеется удовольствия эти мне опротивели.

Я стал читать учиться науки также надоели я видел что ни слава ни счастье от них не зависят нисколько потому что самые счастливые люди невежды а слава удача и чтоб добиться ее нужно только быть ловким. Тогда мне стало скучно. Вскоре перевели меня на Кавказ это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся что скука не живет под чеченскими пулями напрасно через месяц я так привык к их жужжанию что право обращал больше внимания на комаров и мне стало скучнее прежнего я потерял почти последнюю надежду.

Когда я увидел Белу в своем доме когда в первый раз держа ее на коленях целовал ее черные локоны я глупец подумал что она ангел посланный мне сострадательной судьбой. Я опять ошибся любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни невежество и простосердечие одной так же надоедает как и кокетство другой. Если вы хотите я ее еще люблю, я за нее жизнь отдам только мне с нею скучно. Глупец я или злодей не знаю но то верно что я также достоин сожаления может быть больше нежели она во мне душа испорчена светом.

Продолжение. См. № 15/2008

8-й КЛАСС

Выполните задания А1–А19.

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

А2. Найдите предложение с ошибками, вызванными незнанием лексического значения слова.

1) Побывать на вернисаже картин известного художника.

2) Сегодня в театре аншлаг.

3) Наш сосед – абонемент городской телефонной сети.

4) Состоялось открытие монумента в честь Бородинского сражения.

А3. В каком слове пишется и?

1) В прославивш_м автора романе;

2) с сильно бьющ_мся сердцем;

3) в побледневш_м небе;

4) на качающ_мся пароме.

А4. В каком слове пишется буква я?

1) Пол_щие дачники;

2) недорого сто_щие книги;

3) бре_щий полет;

А5. На месте каких цифр необходимы запятые?

Решив это (1) Маша (2) ожидающая его в переполненной комнате (3) не обращая ни на кого внимания (4) молча пошла по лестнице (5) ведущей наверх (6) и не спеша открыла дверь.

1) 1, 2, 3, 4, 5; 2) 1, 2, 3, 5, 6; 3) 1, 2, 3, 4, 5, 6; 4) 2, 3, 5, 6.

А6. Укажите грамматически правильное продолжение предложения Читая текст учебника,

1) не отвлекайтесь;

2) каждая фраза должна обдумываться;

3) необходим словарь;

4) это займет не меньше часа.

А7. Укажите предложение, в котором границы (вертикали) причастного оборота определены неправильно (запятые не проставлены).

1) Гигантские самосвалы | несущие на горбу гору каменных глыб | осторожно въезжали на мост.

2) Собранная с деревьев листва | закружилась в вихре и стала подниматься кверху.

3) Высокое летнее небо | наполненное солнечным блеском | сквозило голубизной.

4) Ветер перелистывает книгу | забытую на столе.

А8. В каком предложении не нужно ставить тире?

1) Геология это наука о строении, составе, истории земной коры.

2) Лень и трусость самые дурные пороки.

3) Льды как льды, пустыни как пустыни.

4) У войны короткий путь, у любви далекий.

А9. В каком словосочетании не пишется слитно?

1) (Не)проснувшийся город;

2) (не)заживающая долго рана;

3) работа (не)проделана;

4) (не)смыкая глаз.

А10. В каком слове на месте пропуска пишется и?

1) Раста_вший снег;

2) застав_вший отступить;

3) разве_ли сомнения;

4) ла_л на незнакомца.

А11. В каком слове на месте пропуска пишется о?

1) Свернуть направ_;

2) глядеть искос_;

3) наесться досыт_;

4) отмыть добел_.

А12. В каком слове на месте пропуска пишется буква н?

1) На улице безветре_о;

2) поступать ветре_о;

3) студентка сосредоточе_а и внимательна;

4) не раз чита_ая книга.

А13. Укажите ошибку в определении части речи, которая ведет к неверному написанию слова.

Ни перед кем не побоялась бы она обнаружить свои мысли, и никакая сила не могла бы ее заставить молчать.

1) Ни перед кем – частица ни с местоимением;

2) не побоялась – частица не с глаголом;

3) никакая – местоимение с частицей ни;

4) не могла бы – частица бы.

А14. В каком предложении есть пунктуационная ошибка?

1) Артем нажимал на подвешенный к перекладине рычаг, раздувавший кожаные мехи.

2) Волчиха неслась мимо Василия слева направо, и он видел ее ощеренную пасть, свешенный набок язык, белые клыки.

3) Дорожки сада были усыпаны крупным гравием хрустевшим под ногами, а с боков обставлены большими розовыми раковинами.

4) Взбаламученная вода плескалась, набегая на истоптанный за ночь песок.

А15. В какой строке допущена ошибка в употреблении падежной формы?

1) Согласно приказу;

2) оплатив проезд;

3) отличать плохое от хорошего;

4) благодаря хорошего расписания.

А16. В каком слове на месте пропуска пишется и?

1) В течени_ пятнадцати минут;

2) напиток наподоби_ кофе;

3) в следстви_ вмешался прокурор;

4) впоследстви_ я узнал.

А17. В каком предложении выделенное слово – предлог?

1) (В)следствии по этому делу были допущены ошибки.

2) (На)счет в банке поступили новые средства.

3) (В)следствие включились новые люди.

4) (В)течение месяца мы завершили работу.

А18. В каком предложении частица, заключенная в скобки, пишется слитно?

1) Вслед за другими мы то(же) пошли в музей.

2) Ничто не изменилось: так(же) бежала река, так(же) шумел лес.

3) Я хочу жить так(же), как и ты.

4) Это было то(же) здание.

А19. В каком предложении на месте пропуска пишется буква е?

1) Н_ перед кем не побоялась бы она обнаружить свои мысли.

2) Каждый раз н_ могу н_ удивляться!

3) Сколько н_ звал, он не оглянулся.

Прочитайте текст и выполните задания В1–В6, С1.

(1) Почему телевизор частично заменяет сейчас книгу? (2) Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть. (3) Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. (4) Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. (5) Но я говорю: смотрите с выбором. (6) Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. (7) Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. (8) Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. (9) Это значит, что в ней что-то существенное есть. (10) А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

(Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном)

В1. Определите часть речи слова поудобнее в предложении 2.

В2. Выпишите из текста деепричастия.

В3. Из предложений 4–8 выпишите частицу(ы).

В4. Из 1-го предложения выпишите слово, образованное суффиксальным способом.

В5. Из 8-го предложения выпишите слово(а), в котором(ых) букв меньше, чем звуков.

В6. Из 3-го предложения выпишите союзы.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте.

9-й КЛАСС

Выполните задания А1–А19.

А1. В каком слове верно обозначен ударный гласный?

А2. Укажите фразеологизм со значением «большое количество чего-либо».

1) Между двух огней;

2) ни два ни полтора;

3) как звезд на небе;

4) лежать мертвым грузом.

Укажите слово с суффиксом -ок-.

А4. В каком предложении слова одеть – надеть употреблены неверно?

1) Мама песню напевала, одевала дочку.

2) Девочка надевала белую сорочку.

3) В такой бесконечный дождь нужно одеть резиновые сапоги.

4) Одень, обуй и накорми его.

А5. В какой строке на месте пропуска пишется буква а?

1) К_рикатура, погл_щать, вопл_тить, тр_нслировать;

2) благосл_влять, спарт_киада, об_гащать, р_сток;

3) декл_рация, предпол_гать, п_норама, огл_-шать;

4) уд_литься, об_няние, выр_щенный, прик_-сновение.

А6. В каком слове на месте пропуска пишется буква е?

А7. В каком слове на месте пропуска пишется буква и?

1) Учиться в лице_;

2) бежать по дорожк_;

4) находиться в здани_.

А8. В каком слове на месте пропуска пишется ё?

А9. В каком слове на месте пропуска пишется буква и?

А10. В каком слове на месте пропуска пишется ь?

А11. В каком слове на месте пропуска в приставке пишется и?

А12. В каком слове на месте пропуска пишется нн?

1) Уставле_а вазами;

2) писа_ая красавица;

3) слушал сосредоточе_о;

4) услыша_ы всеми.

А13. В каком словосочетании не пишется слитно?

1) Ничего (не)соображая;

2) дорога (не)освещена;

3) (не)законченная работа;

4) поступил (не)по-товарищески.

А14. На месте каких цифр пишется буква и?

Он терпеть н_(1) может щегольства: носит всегда свитку черного домашнего сукна, и н_(2)кто н_(3)когда н_(4)видал его в другом костюме.

1) 1, 2, 4; 2) 2; 3) 3, 4; 4) 2, 3.

А15. Укажите неопределенно-личное предложение.

1) Уже совсем стемнело.

2) В дверь постучались.

3) Люблю грозу в начале мая.

4) В избе жарко натоплено.

А16. В какой строке дано правильное объяснение пунктуации предложения?

Сквозь серый камень вода сочилась(,) и было душно в ущелье темном. (М.Горький)

1) В этом предложении есть однородные члены, соединенные союзом и, запятая перед ним не ставится;

2) это предложение сложное (сложносочиненное), перед и запятая ставится;

3) в этом предложении однородные члены соединены союзом и, перед и запятая ставится;

4) это предложение сложносочиненное, запятая перед и не ставится.

А17. В какой строке правильно указано, чем осложнено предложение?

Лебедь красиво подплыл, вышел на берег, встряхнулся и, тяжело переваливаясь на своих кривых черных ногах, направился к избушке.

1) Однородными членами;

2) однородными членами и обособленным обстоятельством;

3) однородными членами и обособленным определением;

4) уточняющими членами предложения.

А18. В каком предложении необходимо обособить деепричастный оборот?

1) Он бежал сломя голову.

2) Нельзя сидеть сложа руки.

3) И ушла Лиса несолоно хлебавши.

4) Зайцы спасаясь от путников путали следы.

А19. Укажите предложение, которое осложнено обособленным приложением (знаки не расставлены).

1) Здесь под Воронежем было много таких трав и цветов.

2) Птицы по-видимому зябли на снегу и поэтому сбились в одну кучу.

3) Иллюминатор согласно боевой обстановке был тщательно занавешен.

4) Андрей Иванович Дубов лесовод и селекционер попал в писательский дом отдыха случайно.

Прочитайте текст и выполните задания В1–В6, С.

(1) Возникновению географии как определенной области знаний предшествовал длительный процесс развития человеческого мышления. (2) Истоки географической науки можно обнаружить даже в первобытном обществе. (3) Дело в том, что способность мыслить пространственно, «географически» (в отличие от способности мыслить во времени), связанная с необходимостью ориентироваться на местности, относится к числу основных способностей человека… (4) Даже на заре своей истории люди всегда что-то знали о той местности, в которой жили. (5) Они знали, где находится лес, кустарник или луг, знали, чем богаты леса и много ли рыбы в реках, знали, как пройти из одного селения в другое, и отчетливо представляли себе, какая погода преобладает в летние сезоны и какая в зимние… (6) Древнейшие народы могли ничего не знать – и не знали! – о собственной истории, но они знали свои владения, потому что без этих знаний не смогли бы выжить.

(7) Следовательно, у всех народов даже на самых ранних ступенях общественного развития имелись зачатки географических знаний, имелись отчетливые представления об окружающем пространстве.

(Из журнала «Вокруг света»)

В1. Из 4-го предложения выпишите слова, в которых не совпадает количество букв и звуков.

В2. Из группы предложений под номерами 1–4 выберите номер безличного предложения.

В3. Из группы предложений под номерами 4–7 выберите номер предложения с вводным словом.

В4. Укажите тип связи в словосочетании можно обнаружить во 2-м предложении.

В5. Каким членом предложения является слово мыслить из 3-го предложения?

В6. Из предложений 4–5 выпишите частицы.

(Ответы на задания части А и В даны на стр. 26)

С. Что изучает география? Когда возникла география? Нужна ли эта наука сегодня? Напишите сочинение-рассуждение.

Тест по русскому в каком сложноподчиненном предложении место придаточного нельзя изменить
1)Когда приближается весна, меня не покидает ощущение праздника
2)Тот, кто однажды стоял на краю гибели, будет особенно ценить жизнь.
3)Попрошу твоей помощи, если сам не справлюсь
4)Прочитайте рассказ Юрия Нагибина "Почему я не стал футболистом", где он вспоминает о своих первых литературных опытах.

В каком предложении нет речевых ошибок
1)Несмотря на то что наш спортсмен еще не совсем восстановился после травмы, однако он успел занять призовое место.
2)Встречаются среди нас такие , кто хотят жить за чужой счет.
3)Все, о чем мы говорили, должно остаться между нами.
4)Мне кажется то, что ты преувеличиваешь

В каком предложении есть пунктуационная ошибка
1)Маятник, время качания которого равно одной секунде, называется секундомером.
2)Чтобы определить пройденный путь, надо скорость тела умножить на время его движения
3)Сжатая пружина, так же как и поднятый над Землей камень или стальной шарик, притягиваемый магнитом, обладает возможностью совершить работу.
4)Параллелограмм, у которого все стороны равны, называется ромбом. 8 лет

Оцените статью
Добавить комментарий