В чем различие виртуального и реального общения

РЕФЕРАТ

по дисциплине:

«Речевая коммуникация в профессиональной деятельности»

на тему:

«Различия между виртуальным и реальным общением»

Автор реферата студент П.Ю. Фролов

Факультет и направление ФУСК ТТП 1508

Преподаватель О.М. Крижовецкая

СОДЕРЖАНИЕ

1.1. Особенности виртуального общения………………………………. 4

1.2. Проблемы виртуального общения……………………………………5

2. Особенности реального общения………………………………………. 6

4. Минусы виртуального общения……………………………………………8

Библиографический список……………………………………………… 10

ВВЕДЕНИЕ

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией.

Общение делится на виртуальное и реальное.

Виртуальное общение – разновидность коммуникации, которая носит опосредствованный компьютером характер, осуществляется с помощью телекоммуникационных систем.

Реальное общение – разновидность коммуникации, которая осуществляется непосредственно личным контактом между двумя (или более) людьми.

Новый вид общения открывается в связи с компьютеризацией и появлением Интернета — глобальной компьютерной сети. Такой тип общения называют виртуальным. В настоящее время существует много способов общения в Интернете, основными из которых являются электронная почта, форумы, разнообразные конференции, чаты, сетевые игры и многое другое. Первая в мире социальная сеть в ее общепринятом понимании появилась в 1995 году. Classmates.com представляла собой систему с четким социальным позиционированием — она была призвана объединить выпускников учебных заведений.

ВИРТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Особенности виртуального общения

Неоспоримым фактом является то, что Интернет сегодня – это самый огромный источник информации, который знало человечество. Такие возможности, как быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать Интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения. Компьютерная коммуникация имеет ряд особенностей в сравнении с реальным общением. К этим особенностям можно отнести следующие:

— Расширение возможностей и границ коммуникации, т.к. собеседников можно найти можно найти в почти в любой точке мира.

— Оба партнера в процессе коммуникации находятся в привычном жизненном пространстве.

— Виртуальное общение преимущественно осуществляется в письменной форме (чаты, электронная почта), что дает возможность совершенствовать умения и навыки письменной речи.

— Участники коммуникации получают информацию о личности партнера, о его взглядах на окружающий мир.

— Виртуальное общение осуществляется в форме устных сообщений или электронных писем.

Обмен сообщениями позволяет развивать умение понимать письменный текст, который сопровождается пояснениями при необходимости. Регулярный обмен электронными письмами при виртуальной коммуникации позволяет усовершенствовать умения и навыки письменной речи, пополняет словарный запас, расширяет кругозор, совершенствует умения работы с интернетом.

Проблемы виртуального общения

Большинство манипуляций информацией в информационном обществе происходят с помощью интерактивных форм взаимодействия и воздействия, поскольку это значительно ускоряет процессы получения и ее обработки. Таким образом, обесценивается живое общение, превращаясь в виртуальное, выгодное и доступное, позволяющее в кратчайшие сроки одновременно обрабатывать множество информационных потоков. Виртуальное общение включает в себя новые знаковые системы, образуя новый язык информационного общества. Новая система знаков выступает средством общения в сети, а также управляет информационными потоками. Через виртуальный язык пользователи интернета могут самовыражаться, передавать важную информацию. Виртуальное «Я» реализуется и существует через речь, которая обладает следующими характеристиками: ситуативность, неполнота, в отличие от обыденной речи; возможность коммуникации с несколькими людьми. Общаясь сразу с несколькими пользователями интернета, индивид может почувствовать себя успешным, но в дальнейшем это может оказать в общении негативную роль. Виртуальное общение и реальное имеют между собой существенную разницу. Общаясь виртуально, пользователи интернета обращают внимание на кругозор, ум, юмор собеседника, умение вести беседу, по своему вкусу «дорисовывают» образы, наделяют их несуществующими качествами. Основная проблема виртуального общения заключается в том, что чем дольше люди общаются в интернете, тем будет больше несовпадений в образах. Если в будущем пользователи интернетом планируют продолжить знакомство в жизни, то психологи советуют не затягивать с виртуальным общением и перевести его максимально быстро в реальное. Однако и это не гарантирует от разочарований, обманутых ожиданий и несовпадений представлений с реальными образами.

Общение — сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. Можно сказать, общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным. В общении можно выделить ряд моментов: содержание, цель и средства. Рассмотрим их более подробно.

Содержание общения — информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определённым действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. У человека количество целей увеличивается.

Средства общения — способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому.

Кодирование информации — это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Из определения общения можно сказать, что это сложный процесс, в который входят три составляющие:

  • 1. Обмен информацией между людьми;
  • 2. Организация взаимодействия между индивидами;
  • 3. Процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания.

Изучая материал по теме общения в современном мире, я столкнулась с проблемой, которую поднимают родители, психологи, учителя. Современные дети и подростки все больше времени проводят сидя за компьютером, телефоном в сетях Интернета.

На реальное общение времени остается все меньше и меньше. Меня очень заинтересовала эта проблема, я решила выяснить, насколько виртуальный мир вытесняет реальность. Большинство людей убегают от реальных проблем в виртуальный мир. Проходит время и, не осознавая это, человек начинает понимать виртуальный мир как неотъемлемую часть реального.

В Интернете возможно найти близких людей с одинаковыми интересами, и взглядами на жизнь. Интернет — знакомые не знают вас лично, и можно открыться им, рассказать свои мысли, переживания и мечты. Это то, что мы можем позволить в виртуальном мире. Здесь возможно легко забыть о проблемах. Пользователи социальных сетей пребывают в иллюзии близости, общения.

Виртуальное общение наполнено обманом, как любые другие формы зависимости. Кто-то, зависим от алкоголя, наркотиков, курения, кто-то от социальных сетей.

В данной работе обозначается проблема выбора между реальным и виртуальным общением современными школьниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
issl.rabota_virt.i_real.obshchenie.rar817.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Ленинский район

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Рождественская средняя общеобразовательная школа»

Реальное и виртуальное общение современных школьников

Автор Воробьев Даниил, учащийся 5 класса

Руководитель Воробьева Татьяна Викторовна,

учитель русского языка и литературы

  1. Общение – это роскошь?………………………………………………. 5
  2. Разновидности виртуального общения……………………………………..7
  3. Культура создания электронного текста…………………………………….9
  4. Исследование «Виртуальное общение школьников»……………..………11

В последнее время все больше людей, в частности, школьников, отдают предпочтение виртуальному общению, нежели реальному.

Так почему же нас тянет сюда? Почему мы все больше отдаем предпочтение виртуальному общению, забывая о реальных встречах, о друзьях? Что мы тут ищем? Наверное, сказку, которой нет в реальной жизни. Хотя начиналось все с простого интереса.

В данной работе обозначается проблема выбора между реальным и виртуальным общением современными школьниками.

Объектом исследования является реальное и виртуальное общение современных школьников.

Предмет исследования – особенности реального и виртуального общения современных школьников.

Тема исследовательской работы – «Реальное и виртуальное общение современных школьников».

Цель работы – выявить особенности виртуального и реального общения современных школьников.

Мы поставили перед собой следующие задачи :

  • выявить особенности виртуального и реального общения;
  • на основе анкетирования выявить частоту использования видов общения современных школьников, причины их выбора;
  • обобщить полученные в ходе анкетирования результаты и сделать выводы.

Гипотеза : Виртуальное общение привлекает всё большую аудиторию в лице школьников благодаря скорости обмена информации и ряду особенностей.

При исследовании использовались следующие методы :

  1. Описательный, или аналитический.
  2. Наблюдение – целенаправленное, систематизированное восприятие какого-либо явления с последующей фиксацией результатов.
  3. Анкетирование.
  4. Анализ.
  5. Аргументация.

Общение – это роскошь?

Все мы знаем, что у человека есть потребности. Для нормального существования нужно есть, пить, спать. Но также ему необходимо общение.

Трудно себе представить хотя бы один день нашей жизни без общения. У человека, оставшегося без общения, в ситуации полного одиночества, через неделю возникает тяжелое психическое состояние, и это может привести даже к гибели человека. Давно известно, что недостаток общения является еще и одной из причин сокращения жизни человека

Что же означает термин «общение»? Приведу несколько формулировок этого термина, которые я встретил в литературе:

  • Общение – это обмен информацией, между несколькими людьми.
  • Общение – форма жизнедеятельности людей.
  • Общение – это роскошь, утверждает Антуан де Сент-Экзюпери.
  • Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другой стороны (Г.М. Андреева).

Мне лично нравится определение Антуана де Сент-Экзюпери, приведенное выше, но я рискну привести его в немного измененной интерпретации: единственная роскошь, которая доступна нам даже при отсутствии денег – это общение.

Возможно, у первобытного человека, еще не умеющего толком говорить, общение не являлось роскошью, оно было скорее необходимостью, поскольку с помощью жестов или условных знаков, наши предки могли объединить свои усилия, в деле охоты на крупную добычу, справиться с которой одному человеку было не под силу. Прошли тысячи лет, в корне изменились условия жизни человека, но практически неизменным оставался процесс общения. Необходимым условием общения, было обязательное присутствие собеседников в одном месте, в непосредственной близости друг от друга.

Самое интересное началось с появлением такого изобретения человечества как телефон, появился новый вид общения. В дополнение к реальному общению пришло общение виртуальное. И самые большие изменения в процессе общения людей произошли с появлением компьютера. Компьютер превратился из инструмента для математических вычислений в наставника в учебном процессе, соперника в игре, советчика, посредника в общении, для которого расстояния не играют роли .

Разновидности виртуального общения

Одна из разновидностей виртуального общения – общение сетевое. Это наиболее молодой вид общения человечества.

Общение, при котором мы можем видеть и слышать своего собеседника, при помощи Интернета уже осуществимо, но для нас пока является редкостью, поэтому наше с вами сетевое общение происходит чаще всего в письменной форме.

Человек впервые, узнающий о данной разновидности общения, задает вопрос "А как понять эмоции собеседника?".

Можно представить, насколько "бедным" будет общение с близким человеком, если речь идет только о передаче информации. В общении с близкими и друзьями мы хотим чувствовать настроение собеседника, чувствовать его реакцию на сказанное вами. И здесь не обойтись без "смайликов", что в дословном переводе означает «улыбок», которые конструируются из скобок, черточек, точек, запятых.

Поскольку фантазия человека безгранична, то и смайликов существует великое множество. Вот только некоторые наиболее общеизвестные:

🙂 — обычная (миниатюрная) улыбка :-

🙂 — основная улыбка 😀 — смех

🙁 — недовольство, огорчение, печаль 😀 — громкий смех

😉 — улыбка с прищуром 😕 — непонимание

:-Р — высунутый язык :* — поцелуй

😮 — О-o! "Ничего себе!" :-/ — растерялся от неожиданности

Казалось бы, что всё это многообразие смайликов, может полностью удовлетворить потребность человека в выражении своих эмоций при сетевом общении.

Предлагаю сравнить «сухие» скобки, черточки, точки с живыми лицами, полными эмоций, пусть и не всегда положительными ( Приложение №1 ).

Но здесь, я хотел бы обратить ваше внимание на один момент. При обычном общении, и даже во время телефонного разговора у нас есть возможность в реальном времени видеть и слышать реакцию человека, проявление его эмоций. При сетевом же общении, собеседник видит текст на экране компьютера, затем читает его и, обдумав ответ, набирает его на клавиатуре, для того чтобы виртуальный собеседник увидел реакцию на свое сообщение. На это нужно время, а значит, ответы виртуального собеседника будут более продуманными, но, быть может, и менее искренними? Смайлик, показывающий веселую рожицу или грустное лицо вашего собеседника, пришедший к нам за тысячи километров, не всегда означает, что ему действительно очень смешно или он искренне сожалеет.

Еще одна характерная особенность виртуального общения – в процессе общения мы создаем в своем воображении некий виртуальный образ собеседника. Если мы общаемся с человеком, которого уже видели и знаем, то виртуальный образ как бы подстраивается под наше реальное представление. Но чаще всего люди начинают общение, не зная друг друга лично. И тогда собеседники пытаются представить друг друга, на основании информации, полученной в процессе общения.

Голос, цвет волос, запах, манеру говорить Интернет пока еще не научился передавать .

Культура создания электронного текста

Потенциал создания электронного текста, в отличие от любого другого письменного текста, гораздо шире и предполагает наличие огромного арсенала экстралингвистических средств, которые возлагаются на всевозможные компьютерные функции. Например, графические, — изображение "смайликов" или разных значков, которые передают интонацию и эмоциональное состояние виртуальных собеседников, широкий выбор подчеркиваний и выделение цветом, разные шрифты и т.д. – это дает возможность собеседникам расставлять логические акценты в тексте; иллюстративные – прикрепленные картинки и фотографии, видеоряд, иллюстрирующий содержание письма; аудиосредства – музыкальное или звуковое сопровождение, — все это является органической частью содержания электронного текста.

Электронные послания (e-mail) легко допускают проникновение в письменную форму приемов устной речи: сокращенные формы приветствия и прощания, частое употребление междометий, сленг и т. д.

Однако здесь следует воспитывать чувство меры.
К печально известным особенностям современного электронного текста можно с сожалением отнести нарочитое невнимание к нормам правописания русского литературного языка (как и других языков): отказ пишущих от знаков препинания или вольной их трактовке, пренебрежение правилами орфографии, например, написание строчной-прописной буквы, отказ от буквы ё и т.д. Таким образом, мы должны признать, что происходит стихийное разрушение некоторых норм литературного языка.
Особенность его и в том, что если, например, диалог по телефону вербален, мы можем чувствовать незамедлительную реакцию невидимого собеседника по его голосу, интонации, в нем присутствуют элементы спонтанности и он ограничен реальными временными рамками, то диалог по электронной почте – это подготовленные устные ответы и вопросы в письменной форме, не ограниченные определенными временными рамками. Пишущий все же имеет возможность корректировать свой текст после его создания, говорящий – нет.
Технически обучиться пользованию электронной почтой несложно, а вот овладеть культурой создания электронных посланий и культурой электронного общения гораздо труднее.

Исследование «Виртуальное общение школьников»

Поскольку Интернет не только техническое средство, предназначенное для обмена информацией, но и среда общения пользователей, мы поинтересовались у наших респондентов, насколько активна их виртуальная жизнь, и есть ли у них виртуальные друзья. Также нас интересовал способ общения с виртуальными друзьями, который используют наши респонденты. В опросе участвовало 92 учащихся 2 – 11 классов.

Оказалось, что виртуальных друзей (друзей, с которыми пользователи познакомились непосредственно в Интернете) нет лишь у десятой части опрошенных. У пятой части (20%) респондентов есть друзья по электронной почтовой переписке. Почти треть школьников, опрошенных нами, общаются с виртуальными друзьями по ICQ и почти половина (40%) — в системе виртуальных форумов ( Приложение №2 диаграмма 1 ).

Интересно отметить, что виртуальные друзья есть и у большинства старшеклассников и у большинства учеников младших классов ( Приложение №2 диаграмма 2 ).

Более половины наших респондентов имели опыт «живых» встреч со своими виртуальными друзьями. Существует мнение, что в большинстве случаев виртуальный друг совсем не такой, каким его представляешь, общаясь с ним посредством Сети. Почти половина наших респондентов не согласились бы с этим тезисом. 46% опрошенных отмечают, что их виртуальные друзья в жизни такие же, как и в Сети, 15% считают, что виртуальный друг в жизни оказался гораздо лучше, чем его виртуальная идентичность. Вместе с тем, пятая доля респондентов подчеркивают, что сетевая идентичность и реальное поведение их виртуальных друзей не соответствуют друг другу. Почти такая же доля школьников разочаровались в своих виртуальных друзьях при встрече с ними ( Приложение №2 диаграмма 3 ).

Теперь в Интернете мы общаемся, отдыхаем, находим друзей и врагов. Для человека, проводящего много времени за компьютером, появляется другой мир, какой-то другой, зачастую особенный для него. Появляются свои вкусы, места, где он бывает чаще всего, любимые сайты и форумы.

Виртуальное общение обладает и своими особенностями. В отличие от тех же писем почтой, оно намного быстрее. Поэтому люди зачастую друг о друге узнают очень много вещей и достаточно быстро.

Виртуальное общение – это мир фантазий. Здесь почти у каждого есть своя маска, свой тип поведения, причем он отличается часто от реальности.

Опасность виртуального общения в том, что ты никогда не можешь быть уверен кто перед тобой и с кем ты общаешься.

Лично у меня благодаря виртуальному общению появились новые знакомые, и я всегда поддерживаю связь со старыми друзьями, даже если между нами тысячи километров.

Но всё же не будем полностью заменять "живое" общение на виртуальное, так как ни одно средство техники не передаст тех эмоций, которые ты получаешь при непосредственной близости собеседника.

  1. Белинская Е., Жичкина А. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  2. Горявский Ю. Назад в будущее // Мир Internet. №10.- М., 2001.
  3. Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. М.: Смысл, 2000.
  4. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете. – М.: Дашков и Ко, 2004.
  5. Искусство общения в Интернет, или сказкотерапия в действии // Мир ПК. – 1998.
  6. Малая энциклопедия этикета. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2000.
  7. Шейгал Е. И. Компьютерный жаргон как лингвокультурный феномен // Языковая личность: культурные концепты. Волгоград, 1996.

Сравните «сухие» скобки, черточки, точки с живыми лицами

Оцените статью
Добавить комментарий