No Image

Устройство зарядное уза 1 схема

1 просмотров
11 марта 2020

Находящиеся у автолюбителей в эксплуатации зарядные и зарядно-пусковые устройства промышленного производства, как правило, не обладают универсальными потребительскими свойствами. Спроектированы и изготовлены они на проверенных временем схемотехнических решениях, однако сервисные возможности некоторых из них можно расширить, доработав их с минимальными временными и материальными затратами. О доработке двух серийно выпущенных устройств рассказывается в предлагаемой статье. В ней приводятся принципиальные схемы, номиналы деталей и описывается принцип работы, что облегчит изготовление всей схемы или ее доработку в условиях домашней мастерской.

Устройство зарядное УЗ-1,

выпускаемое экспериментально-опытным заводом "КВАНТ", предназначено для зарядки автомобильных 12-ти вольтовых батарей, а также осуществления профилактических работ по снятию сульфатационных наростов с зарядных пластин аккумуляторов.

Из-за нарушений правил эксплуатации автомобильных батарей их пластины сульфатируются, уменьшается емкость, в результате чего аккумулятор выходит из строя. В устройстве применен способ восстановления таких батарей "асимметричным" зарядным током: при соотношении зарядной и разрядной составляющей 10:1 и отношении длительностей импульсов этих составляющих 1:2. Этот способ позволяет не только восстановить засульфатированные батареи, но и проводить профилактическую обработку исправных.

В практике автолюбителя часто бывают периоды, когда автомобиль не эксплуатируется и в аккумуляторе происходит естественный процесс саморазряда. Устройство УЗ-1 было доработано с целью ввести режим компенсации саморазряда при подключении его на срок бездействия аккумулятора.

Ток компенсации выбран порядка 170. 200 мА (в зависимости от экземпляра лампы HL1). Схема устройства и его доработка приведены на рис. 1.

В положении 1 переключателя S2 (стандартное включение) устройство представляет собой регулятор тока, собранный на транзисторах VT1 и VT2. Заряд аккумулятора при постоянном токе обеспечивает более глубокую и полную зарядку. На стабилитронах VD3 и VD4 выполнен источник стабилизированного управляющего напряжения. Напряжение на обмотке III трансформатора равно 23 В (амплитудное 33 В). При номинальном зарядном токе напряжение на заряженном аккумуляторе изменяется в пределах 13. 15 В. Пока амплитуда выходного напряжения стабилизатора тока не превысит напряжение аккумулятора, зарядный ток равен нулю, т.е. происходит ограничение выходного импульса стабилизатора снизу на уровне 0,5 от амплитуды импульса. За время одного периода переменного напряжения формируется один импульс зарядного тока. В промежутке между зарядными формируются разрядные импульсы длительностью в два раза больше зарядных. Зарядный ток устанавливается переменным резистором R3, а разрядный — переменным резистором R5. Амперметр РА1 будет показывать около 1/3 от амплитуды импульса суммарного тока (т.е. 1,8 А).

В положении 2 переключателя S2 обмотка III трансформатора подключается к диодной сборке КЦ402 (ее можно заменить на 4 диода типа Д226 или КД105) и выпрямленное напряжение через лампу HL1 (3 Вт, 12 В) подается на аккумулятор, подключаемый на клеммы Х1 и Х2 с соблюдением соответствующей полярности. Лампа HL1 выполняет здесь роль стабилизатора-ограничителя тока, а также сигнализатора процесса зарядки. При коротком замыкании в аккумуляторе схеме ничего не грозит, так как лампа HL1 срабатывает как плавкий предохранитель и отсутствие ее свечения дает информацию о неисправности. При отсутствии нагрузки (аккумулятора) или обрыве в цепи заряда лампа HL1 также не горит.

Так как на передней панели прибора практически нет места для установки клемм, переключателя и патрона для лампы, то эти детали устанавливаются на задней панели. Клеммы Х3 и Х4 с перемычкой можно не ставить, но их наличие делает удобным периодический контроль зарядного тока с помощью выносного миллиамперметра или тестера. Клеммы Х1-Х4 представляют собой стандартные розетки типа РД-1, перемычка П — закороченная вилка типа ВД-1. Выбор типа переключателя S2 не вызывает затруднений, он может быть любым, если его контакты (особенно это касается положения 1) выдерживают ток 5. 10 А.

Второе устройство — марки ЧЗП-С-12-6,3/100 4ХП3.1,

которое подверглось модернизации, относится к классу пуско-зарядных. Оно предназначено для зарядки постоянным током аккумуляторов ем костью до 60 А*ч, облегчения пуска автомобиля в холодное время года при слабозаряженной батарее и использования совместно с аккумулятором в качестве дополнительного источника.

Принципиальная схема этого устройства с доработкой изображена на рис. 2.

Режим ПУСК (подключение аккумулятора к клеммам Х3-Х4) — кратковременный — 5. 6 с с паузой 15. 20 с. Допускается 5 запусков и выдержка устройства в течение 5 мин. Этот режим прибора на практике не вызвал нареканий, однако в режиме ЗАРЯД1 (подключение аккумулятора к клеммам Х3-Х5) при ступенчатой регулировке зарядного тока не выдерживает критики. Дело в том, что коэффициенты трансформации трансформатора выбраны настолько неудачно, что при пониженном напряжении в сети установить приемлемый зарядный ток в положениях переключателя S2 в пределах 2-7 невозможно, а в положениях 7 и 8 токи оказываются предельно большими.

Поэтому было принято решение модернизировать устройство, сохранив его прежние функции. Это было сделано введением в схему электронного регулятора, состоящего из двух транзисторов (VT1, VT2) и двух резисторов (R2, R3) и подключаемого к точкам С и Д стандартной схемы. Регулирование силы зарядного тока производится посредством мощного транзистора VT-1 (тип П210), включенного по схеме составного триода. При изменении смещения, снимаемого на базу триода с потенциометра R2, изменяется сопротивление цепи коллектор-эмиттер транзистора. Зарядный ток при этом можно изменять в пределах от 25 мА до 6 А при напряжении на выходе выпрямителя от 1,5 до 14 В. Положение переключателя S2 выбирается экспериментально (обычно 5, 6, 7) до достижения максимального зарядного тока при конкретно заряжаемой батарее. Аккумулятор в этом случае подключается к клеммам Х5 и Х6 (режим ЗАРЯД 2). Клемма Х6 выводится отдельно на задней стенке и маркируется знаком "-" Резистор R3 на выходе выпрямителя позволяет устанавливать выходное напряжение выпрямителя при отключенной нагрузке. Транзистор VT1 желательно установить на радиатор, площадь которого должна быть 250. 350 см2. Поверхность учитывается с обеих сторон пластины при толщине ее не менее 3 мм.

Автоматический предохранитель F1 с керамическим патроном изымается из устройства и на его место устанавлива¬ется потенциометр R2 (желательно проволочный). За потенциометром устанавливается плата с транзисторами VT1, VT2 и резистором R3. Взамен автоматического предохранителя (по схеме в точках А и Б) слева на лицевой панели устанавливается держатель с плавкой вставкой на 10 А и выключатель S1 (любого типа на ток до 10. 15 А и напряжение -220. 380 В).

Для проверки работоспособности устройства достаточно подсоединить его к сети и на выход подключить тестер или нагрузку в виде автомобильной лампы или аккумулятора. Вращая ручку потенциометра R2 от крайнего левого положения до максимального, убеждаются в регулировании напряжения на выходе (на клеммах Х5-Х6), а в случае подключения нагрузки наблюдают плавное изменение зарядного тока по прибору РА.

Этим способом было модернизировано более десяти приборов, отка зов в работе в режиме ЗАРЯД 2 не наблюдалось. В последних доработанных приборах было сделано еще одно добавление — в цепь "эмиттер VT1 — клемма Х6" введен защитный диод (тип Д305 или Д246) для защи ты транзистора VT1 при неправильном подключении аккумулятора.

Читайте также:  Как вставить хэштег в инстаграм к фото

Находящиеся у автолюбителей в эксплуатации зарядные и зарядно-пусковые устройства промышленного производства, как правило, не обладают универсальными потребительскими свойствами. Спроектированы и изготовлены они на проверенных временем схемотехнических решениях, однако сервисные возможности некоторых из них можно расширить, доработав их с минимальными временными и материальными затратами. О доработке двух серийно выпущенных устройств рассказывается в предлагаемой статье. В ней приводятся принципиальные схемы, номиналы деталей и описывается принцип работы, что облегчит изготовление всей схемы или ее доработку в условиях домашней мастерской.

Устройство зарядное УЗ-1,

выпускаемое экспериментально-опытным заводом "КВАНТ", предназначено для зарядки автомобильных 12-ти вольтовых батарей, а также осуществления профилактических работ по снятию сульфатационных наростов с зарядных пластин аккумуляторов.

Из-за нарушений правил эксплуатации автомобильных батарей их пластины сульфатируются, уменьшается емкость, в результате чего аккумулятор выходит из строя. В устройстве применен способ восстановления таких батарей "асимметричным" зарядным током: при соотношении зарядной и разрядной составляющей 10:1 и отношении длительностей импульсов этих составляющих 1:2. Этот способ позволяет не только восстановить засульфатированные батареи, но и проводить профилактическую обработку исправных.

В практике автолюбителя часто бывают периоды, когда автомобиль не эксплуатируется и в аккумуляторе происходит естественный процесс саморазряда. Устройство УЗ-1 было доработано с целью ввести режим компенсации саморазряда при подключении его на срок бездействия аккумулятора.

Ток компенсации выбран порядка 170. 200 мА (в зависимости от экземпляра лампы HL1). Схема устройства и его доработка приведены на рис. 1.

В положении 1 переключателя S2 (стандартное включение) устройство представляет собой регулятор тока, собранный на транзисторах VT1 и VT2. Заряд аккумулятора при постоянном токе обеспечивает более глубокую и полную зарядку. На стабилитронах VD3 и VD4 выполнен источник стабилизированного управляющего напряжения. Напряжение на обмотке III трансформатора равно 23 В (амплитудное 33 В). При номинальном зарядном токе напряжение на заряженном аккумуляторе изменяется в пределах 13. 15 В. Пока амплитуда выходного напряжения стабилизатора тока не превысит напряжение аккумулятора, зарядный ток равен нулю, т.е. происходит ограничение выходного импульса стабилизатора снизу на уровне 0,5 от амплитуды импульса. За время одного периода переменного напряжения формируется один импульс зарядного тока. В промежутке между зарядными формируются разрядные импульсы длительностью в два раза больше зарядных. Зарядный ток устанавливается переменным резистором R3, а разрядный — переменным резистором R5. Амперметр РА1 будет показывать около 1/3 от амплитуды импульса суммарного тока (т.е. 1,8 А).

В положении 2 переключателя S2 обмотка III трансформатора подключается к диодной сборке КЦ402 (ее можно заменить на 4 диода типа Д226 или КД105) и выпрямленное напряжение через лампу HL1 (3 Вт, 12 В) подается на аккумулятор, подключаемый на клеммы Х1 и Х2 с соблюдением соответствующей полярности. Лампа HL1 выполняет здесь роль стабилизатора-ограничителя тока, а также сигнализатора процесса зарядки. При коротком замыкании в аккумуляторе схеме ничего не грозит, так как лампа HL1 срабатывает как плавкий предохранитель и отсутствие ее свечения дает информацию о неисправности. При отсутствии нагрузки (аккумулятора) или обрыве в цепи заряда лампа HL1 также не горит.

Так как на передней панели прибора практически нет места для установки клемм, переключателя и патрона для лампы, то эти детали устанавливаются на задней панели. Клеммы Х3 и Х4 с перемычкой можно не ставить, но их наличие делает удобным периодический контроль зарядного тока с помощью выносного миллиамперметра или тестера. Клеммы Х1-Х4 представляют собой стандартные розетки типа РД-1, перемычка П — закороченная вилка типа ВД-1. Выбор типа переключателя S2 не вызывает затруднений, он может быть любым, если его контакты (особенно это касается положения 1) выдерживают ток 5. 10 А.

Второе устройство — марки ЧЗП-С-12-6,3/100 4ХП3.1,

которое подверглось модернизации, относится к классу пуско-зарядных. Оно предназначено для зарядки постоянным током аккумуляторов ем костью до 60 А*ч, облегчения пуска автомобиля в холодное время года при слабозаряженной батарее и использования совместно с аккумулятором в качестве дополнительного источника.

Принципиальная схема этого устройства с доработкой изображена на рис. 2.

Режим ПУСК (подключение аккумулятора к клеммам Х3-Х4) — кратковременный — 5. 6 с с паузой 15. 20 с. Допускается 5 запусков и выдержка устройства в течение 5 мин. Этот режим прибора на практике не вызвал нареканий, однако в режиме ЗАРЯД1 (подключение аккумулятора к клеммам Х3-Х5) при ступенчатой регулировке зарядного тока не выдерживает критики. Дело в том, что коэффициенты трансформации трансформатора выбраны настолько неудачно, что при пониженном напряжении в сети установить приемлемый зарядный ток в положениях переключателя S2 в пределах 2-7 невозможно, а в положениях 7 и 8 токи оказываются предельно большими.

Поэтому было принято решение модернизировать устройство, сохранив его прежние функции. Это было сделано введением в схему электронного регулятора, состоящего из двух транзисторов (VT1, VT2) и двух резисторов (R2, R3) и подключаемого к точкам С и Д стандартной схемы. Регулирование силы зарядного тока производится посредством мощного транзистора VT-1 (тип П210), включенного по схеме составного триода. При изменении смещения, снимаемого на базу триода с потенциометра R2, изменяется сопротивление цепи коллектор-эмиттер транзистора. Зарядный ток при этом можно изменять в пределах от 25 мА до 6 А при напряжении на выходе выпрямителя от 1,5 до 14 В. Положение переключателя S2 выбирается экспериментально (обычно 5, 6, 7) до достижения максимального зарядного тока при конкретно заряжаемой батарее. Аккумулятор в этом случае подключается к клеммам Х5 и Х6 (режим ЗАРЯД 2). Клемма Х6 выводится отдельно на задней стенке и маркируется знаком "-" Резистор R3 на выходе выпрямителя позволяет устанавливать выходное напряжение выпрямителя при отключенной нагрузке. Транзистор VT1 желательно установить на радиатор, площадь которого должна быть 250. 350 см2. Поверхность учитывается с обеих сторон пластины при толщине ее не менее 3 мм.

Автоматический предохранитель F1 с керамическим патроном изымается из устройства и на его место устанавлива¬ется потенциометр R2 (желательно проволочный). За потенциометром устанавливается плата с транзисторами VT1, VT2 и резистором R3. Взамен автоматического предохранителя (по схеме в точках А и Б) слева на лицевой панели устанавливается держатель с плавкой вставкой на 10 А и выключатель S1 (любого типа на ток до 10. 15 А и напряжение -220. 380 В).

Для проверки работоспособности устройства достаточно подсоединить его к сети и на выход подключить тестер или нагрузку в виде автомобильной лампы или аккумулятора. Вращая ручку потенциометра R2 от крайнего левого положения до максимального, убеждаются в регулировании напряжения на выходе (на клеммах Х5-Х6), а в случае подключения нагрузки наблюдают плавное изменение зарядного тока по прибору РА.

Читайте также:  Как подключить lan кабель к ps4

Этим способом было модернизировано более десяти приборов, отка зов в работе в режиме ЗАРЯД 2 не наблюдалось. В последних доработанных приборах было сделано еще одно добавление — в цепь "эмиттер VT1 — клемма Х6" введен защитный диод (тип Д305 или Д246) для защи ты транзистора VT1 при неправильном подключении аккумулятора.

Посчастливилось мне как-то стать владельцем зарядного устройства под маркой СОНАР модели УЗ 207.01. Вот, как на картинке. Привлекла меня в нём весьма неплохая заявленная функциональность вкупе с компактностью конструкции. Однако, как только я его попытался эксплуатировать, обнаружилось одно крайне неприятное свойство. Когда я заряжал аккумулятор в подостывшем за зиму гараже, аккумулятор подозрительно быстро становился «заряжен», но когда наоборот, я пробовал заряжать этим же зарядным этот же аккумулятор в тёплых домашних условиях, он наоборот, очень долго «вбирал в себя» заряд, начинал булькать и греться. Мне это показалось ненормальным явлением, и я решил разобраться, в чём же там дело.

Итогом данных разбирательств стала полученная методом «реверс-инжинирнга» схема этого зарядного устройства (рисунок 2), а также стало ясно, в чём природа проблемы и что нужно сделать, чтобы её ликвидировать.

Для начала давайте ознакомимся со схемой и разберём, как она работает.

Основа аппарата – обратноходовой преобразователь напряжения, построенный на основе широко распространённой (и, я надеюсь, не нуждающейся в представлении) интегральной схемы UC3842. Здесь она используется в типовом включении и охвачена двумя общими обратными связями: через оптрон DA2 и через делитель R3-R2. Также есть локальная обратная связь по току ключа VT1: напряжение, пропорциональное току ключа, подаётся через резистор R10 на вход компаратора Isen.

Каждая обратная связь обеспечивает работу устройства в своём режиме. Пока аккумулятор не подключен к выходу зарядного устройства, работает обратная связь через резисторы R3-R2, которая благодаря связи между обмотками трансформатора, не даёт неограниченно расти напряжению на конденсаторе C14.

Если аккумулятор уже подключен и заряжается, при росте напряжения на нём вступает в работу обратная связь через оптрон DA2, выдерживая напряжение на его клеммах не выше заданного.

В случае, когда подключенный аккумулятор значительно разряжен, напряжение на нём низкое, что даже оптрон DA2 ещё не работает, блок, благодаря основному свойству, присущему обратноходовым преобразователям такого типа, работает в режиме генератора тока, обеспечивая максимальный ток зарядки на уровне 4,5

5,0 ампер. Величина этого тока зависит от свойств трансформатора, сопротивления резистора R12, R13 и настроек UC3842, задаваемых R4 и C6. Если мы хотим немного подкорректировать величину тока, то для этого необходимо изменить в нужную сторону сопротивления R12,R13. При уменьшении сопротивления ток увеличивается. Однако будьте внимательны – значительное уменьшение данного сопротивления может привести к выходу блока из строя, поэтому уменьшать можно на одну, максимум две позиции ряда E24.

Почему такое двойное обозначение R12,R13? Потому что на плате имеется два посадочных места, предназначенные для параллельного включения резисторов, но часто впаивается только один. Например, могут быть впаяны параллельно резисторы один сопротивлением 1,0 Ом, а второй 2,0 Ом. Результирующее сопротивление получается 0,66 Ом, что примерно соответствует указанному на схеме.

Микросхема D2 типа LM358 содержит два операционных усилителя в одном корпусе. Условно назовём их «левый» и «правый». Правый ОУ – это усилитель ошибки. Он следит за напряжением на заряжаемом аккумуляторе и когда оно достигает порога, определяемого стабилитроном VD10 и помноженного на коэффициент деления делителя R18-R19-R20, подаёт ток в светодиод оптрона DA2, чем и обеспечивает прекращение роста напряжения на аккумуляторе. Чем ближе напряжение к этому порогу – тем больше ток в оптрон – тем короче импульсы, формируемые D1.

Левый ОУ D2 – это триггер режима. Он сравнивает напряжение, которое благодаря R29 подаётся на его вход “+”, c напряжением, получающимся от проходящего тока по Ш1 и Ш2. Пока ток большой, напряжение на входе ОУ “-” выше, чем напряжение на входе “+”, из-за чего на его выходе устанавливается низкое напряжение. Горит красный светодиод «Заряд».

Когда правый ОУ начинает ограничивать напряжение на аккумуляторе, ток, подаваемый в аккумулятор начинает снижаться. Также снижается и падение напряжения на Ш1 и Ш2. Как только оно снизится настолько, что напряжение на входе ОУ “-” станет ниже напряжения на входе “+”, триггер переключится, установив на своём выходе высокое напряжение. Загорится светодиод «Готов» зелёного цвета, а благодаря R25 и R26, создающих положительную обратную связь, устойчиво останется в этом положении до тех пор, пока ток по какой-либо причине снова не вырастет.

Состояние триггера на левом ОУ через резистор R21 влияет на коэффициент передачи делителя R18-R19-R20. Пока триггер находится в положении «Заряд», этот резистор как будто подключен параллельно R20, тем самым увеличивая коэффициент деления, из-за чего правый ОУ «ожидает» от аккумулятора несколько более высокого напряжения, чем если бы R21 отсутствовал. Когда триггер переключается в режим «Готов», R21 наоборот, подключается параллельно R18 и уменьшает коэффициент деления, в результате чего правый ОУ начинает поддерживать напряжение на аккумуляторе несколько ниже, чем в режиме «Заряд». Конечно, поскольку сразу после переключения триггера напряжение на аккумуляторе остаётся высоким (снизится оно постепенно), ток в аккумулятор полностью прекращается до тех пор, пока напряжение не снизится. Как только оно снизится достаточно, правый ОУ уменьшит ток через оптрон, что вновь разрешит работу контроллера D1 – блок перейдёт в режим «Хранение». Правда, отдельной индикации именно этого режима нет – об этом можно только догадаться по показаниям светодиодов и амперметра.

Переключатель «Зима-Лето» также несколько корректирует коэффициент деления R18-R19-R20 за счёт параллельно подключаемого к резистору R18 резистора R22. Замкнуто – «Лето», разомкнуто – «Зима». Подстроечным резистором R19 производится настройка порога ограничения напряжения.

Узел на транзисторе VT2 и реле K1 выполняет роль защиты от переполюсовки или подключения негодного для зарядки аккумулятора.

После подключения зарядного устройства к сети, пока аккумулятор не подключен, реле K1 обесточено и его контакты разомкнуты. На клеммах нет напряжения. Если к клеммам подсоединяется аккумулятор, на котором имеется напряжение (годный), то оно через R31 поступает на базу VT2. Если при этом соблюдена полярность, VT2 открывается и K1 замыкает контакты – аккумулятор начнёт заряжаться.

Если аккумулятор был подключен, заряжался, но вдруг «отцепился», K1 всё-равно останется во включенном положении и будет оставаться так до тех пор, пока клеммы зарядного устройства не будут замкнуты между собой, либо не произойдёт переполюсовка (неправильное подключение аккумулятора).

В случае, когда при подключенном аккумуляторе вдруг пропадает сетевое напряжение, то благодаря тому, что данный узел питается от своего собственного выпрямителя VD8, C12, реле K1 также отключится, но будет подключено, как только сетевое питание восстановится.

Читайте также:  Постоянно выходит реклама на телефоне

Почему проявляется такая проблема, из-за которой на холоде аккумуляторы не получают необходимый заряд, а в тепле наоборот – перезаряжаются? Как оказалось, всё дело в использовании в качестве источника опорного напряжения для усилителя ошибки (правый ОУ LM358) простого стабилитрона. Дело в том, что у любого стабилитрона, если его нагревать или охлаждать, изменяется напряжение стабилизации. Есть, конечно, специальные типы стабилитронов у которых это явление сведено к минимуму, но в данном устройстве применяется самый обыкновенный стабилитрон. И у него при росте его собственной температуры увеличивается напряжение стабилизации. Соответственно, когда этот стабилитрон разогрет, усилитель ошибки «ожидает» достижения более высокого напряжения на аккумуляторе, а когда холодно – низкого. Свинцовый аккумулятор, наоборот, устроен так, что для полного заряда, когда он холодный, необходимо более высокое напряжение, а когда в тепле – напряжение должно быть ниже. Отсюда и возникает данное противоречние.

Самым простым способом доработки устройства была бы установка последовательно со стабилитроном маломощного полупроводникового диода в прямом направлении. Поскольку при нагреве диода падение напряжения на его переходе снижается, это в значительной мере снизило бы эффект температурной зависимости опорного напряжения. Но я предлагаю более радикальный способ – заменить полупроводниковый стабилитрон на микросхему – стабилизатор напряжения типа TL431. В отличие от стабилитрона, TL431 очень точно выдерживает стабилизируемое напряжение. Схема замены приведена на рисунке во врезке.

Резисторы 5,6 и 4,7 кОм обеспечивают необходимое напряжение на катоде TL431, практически равное «старому» напряжению, которое получалось при использовании стабилитрона. А резистор 6,8 кОм предназначен для обеспечения тока через резистор R29. При этом напряжение, получающееся на R29 составляет примерно 18 мВ и поддерживается много более стабильным, чем это было при стабилитроне.

TL431 и резисторы устанавливаются навесным монтажом, используя отверстия, в которых располагался VD10, а также отверстие для C16 (точка “В”). C16 во всех экземплярах зарядного устройства, что были у меня в руках, не был смонтирован. Необходимо не забыть уменьшить сопротивление резистора R28. Можно заменить этот резистор на резистор сопротивлением от 1,8 до 2,2 кОм, либо просто припаять другое сопротивление (от 2,7 до 3,3 кОм) параллельно имеющемуся.

После монтажа необходимо вновь выставить порог ограничения напряжения на аккумуляторе. Для этого переключатель «Зима-Лето» ставится в положение «Лето». Зарядное устройство включается и подключается аккумулятор. Мультиметром контролируется напряжение на плате зарядного устройства (не на аккумуляторе!) в точках, к которым припаяны провода, идущие к аккумулятору. Когда напряжение на этих точках достигает 14,5 вольт, резистором R19 добиваются небольшого, видимого по амперметру, снижения зарядного тока. На этом настройку можно считать завершённой – остальные напряжения, зависимые от положения переключателей и/или режимов, установятся автоматически.

Из-за ставшей более точной работы триггера режима (левый ОУ LM358), стоит немного уменьшить сопротивление шунта Ш1. Эти шунты не являются дискретными деталями, а представляют собой просто длинную дорожку, проходящую по плате от минусового вывода конденсатора C14 до места подсоединения минусового провода, идущего к аккумулятору. Необходимо скорректировать сопротивление шунта таким образом, чтобы падение напряжения на нём при максимальном токе зарядки аккумулятора составляло от 50 до 60 мВ. Оптимально как раз около 55. Для этого вначале замеряется напряжение, которое получается на шунте. Мультиметр в режиме измерения «0-200 мВ» устанавливается красным щупом на точку подпайки минусового провода, а чёрным на вывод “-” конденсатора C14. Суть в том, что получившееся напряжение примерно равномерно распределяется по проводнику шунта. Зная его, можно легко вычислить, какую длину шунта нужно «сократить».

Для этого берётся несколько параллельных жил залуженного медного провода и просто напаивается поверх дорожки шунта на длину, которую «сокращаем», начиная от вывода “-” конденсатора C14 (см. фото).

После всего подключаем почти заряженный аккумулятор и проверяем, на какой величине тока произойдёт переключение из режима «Заряд» в режим «Готов». Если такой переход происходит при токе от полутора до двух с половиной ампер, то настройку зарядного устройства можно считать законченной. Если нет – проверяем, где мы ошиблись и исправляем.

Не поленитесь сделать проверку номиналов резисторов R25 и R26. Указанные на схеме номиналы обеспечивают достаточную величину гистерезиса при переключениях «Заряд» – «Готов», но в последнее время с переходом на SMD-монтаж R25 устанавливается сопротивлением 220 кОм. Такое низкое сопротивление делает гистерезис чрезмерно большим. Его нужно обязательно заменить на резистор, сопротивлением 470 кОм. Впрочем, другим вариантом решения проблемы может быть замена резистора R26 на резистор сопротивлением 430 либо 470&nbspОм (вместо 1 кОм).

Также убедитесь, что у вашего экземпляра зарядного устройства присутствуют противопомеховые дроссель L1 и конденсатор C18. К сожалению, без них устройство производит изрядное количество электромагнитных помех.

Дроссель L1 можно позаимствовать из какого-либо вышедшего из строя устройства, либо изготовить самостоятельно, намотав 10-15 витков двойного изолированного провода на подходящем по размеру ферритовом кольце. При этом важно соблюсти фазировку получившихся обмоток.

К конденсатору C18 не предъявляется каких-либо особых требований, кроме максимального рабочего напряжения. Оно должно быть не менее 600 вольт. Ёмкость же может варьироваться в широких пределах. Например, я установил конденсатор типа К15-5 с рабочим напряжением 3 кВ и ёмкостью 2200 пФ (см. фото).

Термистор TR1 тоже нужно установить, если он отсутствует. Можно использовать термисторы диаметром 10 или 16 мм. (Диаметр термистора – это первые две цифры в его маркировке. От диаметра зависит максимально допустимый ток через термистор.)

Когда всё готово и проверено на работоспособность, остаётся только собрать устройство. Но перед окончательной сборкой рекомендую сделать ещё две вещи.

Первая – это изготовить дополнительные отверстия для вентиляции внутреннего пространства. Вот примерно как на фото. Это необходимо из-за того, что диод VD9 рассеивает довольно много тепла (до пяти ватт), что даже производитель в инструкции по эксплуатации отмечает о возможном нагреве корпуса зарядного устройства до 60°C. Дополнительные отверстия немного облегчат температурный режим.

Вторая – заменить провода, идущие к зажимам на клеммы аккумулятора на более толстые. Изначально там применены провода сечением 0,5 мм.кв, чего явно недостаточно. Всё дело в том, что такие тонкие провода имеют значительное собственное сопротивление, на котором при протекании тока буквально «пропадает» напряжение (до полувольта). Из-за этого измерение напряжения на аккумуляторе правым по схеме ОУ LM358 производится с погрешностью. Чтобы уменьшить эту погрешность, рекомендую использовать провода сечением не менее 1,5 мм.кв. и длиной около метра, не более.

В итоге с такими доработками данное зарядное устройство вам послужит честно и долго.

Комментировать
1 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector