No Image

Эдди рознер биография личная жизнь

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
11 марта 2020

Биография

Если попытаться вычертить кривую жизненного пути Эдди Рознера, то получилась бы ломаная линия, оба конца которой, по капризу судьбы, сходились в Берлине.

Что ж тут удивительного, скажет неискушенный читатель, что человек родился и умер в своем родном городе? Но между этими двумя датами 1910-1976 вместилось столько событий, что их с лихвой хватило бы на несколько биографий .

Жизнь Эдди Рознера полна самых невероятных парадоксов. Начать хотя бы с тог

о, что настоящее его имя — Адольф. С приходом к власти Гитлера он поспешил избавиться от него, как от наваждения. Сменив несколько сценических имен, остановился на Эдди.

Он был вундеркиндом, выявившим музыкальные способности во младенчестве. Как во всякой нормальной еврейской семье, его учили игра

ть на скрипке. Он поступил в Берлинскую музыкальную академию в класс знаменитого скрипача Карла Флеша. Быстро разобравшись в возможностях своего ученика, маэстро дал ему ценный совет — стать дирижером оркестра, °поскольку эта прекрасная профессия дает неограниченные возможности всякого рода жуликам

и самозванцам°. Эдди не был ни жуликом, ни самозванцем, но отнесся к ироническому совету учителя очень серьезно, поступив на дирижерское отделение консерватории. И, наверное, не раз поминал его добрым словом, когда организовал в Гулаге оркестр, спасший ему жизнь.

Джазом он заинтересовался в 16 лет

. Забросив занятия классической, музыкой, весь отдался новой страсти — трубе. Еще юношей он завоевал титул второй трубы мира. Первое взял великий Армстронг. Своего юного соперника он называл °белый Армстронг°. Приход к власти нацистов застал Рознера на гастролях. В Берлин он возвращаться опасался,

потому что был евреем и потому что искусство джаза было объявлено Гитлером ° дегенеративным°. Начались скитания по Европе. Прага, Женева, Роттердам , Бельгия. В Бельгии он попытался получить вид на жительство — безуспешно. В конце концов в 1936 году он очутился в Польше, откуда были родом его родите

ли. Там он создал небольшой джаз-банд. Банд имел такой успех, что Эдди в 1938 году был приглашен с серией концертов в Париж, где известная фирма °Коламбия-рекордс° выпустила его пластинку. После Парижа Рознер без труда покорил остальную Европу: Голландию, Скандинавию, прибалтийские страны от Норвеги

и до Эстонии. В 1939 году Рознер вернулся в Польшу, а в сентябре германская армия оккупировала Варшаву. Спасаясь от фашистов, Эдди с женой Рут Каминской, дочерью великой еврейской актрисы Иды Каминской, бежал на восток. И попал из фашистского капкана в коммунистический.

Капкан, впрочем, захлопнулс

я не сразу. Усатый дирижер еще лет семь играл с великим музыкантом в кошки-мышки. Прежде, чем стать личным джазменом Сталина, Рознер попал в фавор к первому секретарю Белорусского ЦК Пантейлемону Пономаренко, фанату джаза и поклоннику великого трубача. Именно при поддержке Пономаренко он основал пер

вый советский джаз-оркестр, ставший вскоре всесоюзно известным, как оркестр Эдди Рознера. И в дальнейшем судьба крепостного музыканта и в малом ГУЛАГе, и в большом напрямую зависела от партийных бонз разных чинов и рангов. Однажды его прямо с сочинского пляжа увезли для какого-то очень важного конце

рта. Увидев пустой зал, Эдди заволновался : он привык , что на его концерты зал ломился. Его успокоили и попросили очень стараться. Безвестный оператор снял для потомства этот уникальный концерт, десятилетиями пролежавший в спецхране. Джаз-оркестр играл для одного-единственного зрителя, трудно разли

чимого в полутьме. Посреди концерта зритель тяжело поднялся и вышел, явив камере усатый профиль и широкий зад, тщательно скрываемый от народных масс.

Тем не менее Рознер со своим джаз-оркестром был допущен в Кремль. С началом войны джаз -оркестр Эдди Рознера был эвакуирован во Фрунзе, получил стату

с государственного и колесил по городам и весям Сибири. На концерте в Омске его заметил и отметил некто Деревянко, партийный феодал, в дальнейшем сыгравший не последнюю роль в его лагерной судьбе. Он, наряду с другими °благодетелями°, фигурировал в этом фильме. Каждый старался высветить свою положит

ельную роль в судьбе Рознера. Но самое пронзительное впечатление на меня произвели рассказы его дочери и второй жены — балерины Галины Ходес, с которой он познакомился в Магадане во время лагерной эпопеи и на которой женился в 1956 году.

Гулаговская биография Эдди Рознера по понятным причинам не

была растиражирована советской пропагандой. Он был арестован 27 ноября 1946 года во Львове при попытке нелегально перейти советско-польскую границу, потому что в официальном разрешении ему было многократно отказано. Его жена Рут была тоже арестована. В конце войны Рознер и его оркестр стали объекто

м резкой критики в печати. Джаз был объявлен искусством загнивающего Запада , чуждым советским людям. Концерты Рознера часто отменялись, он сделался объектом антисемитских выпадов. Он хотел вырваться из Советского Союза, хотел вернуться в Берлин, в город своего детства, по которому не переставал тос

ковать. Это стало навязчивой идеей. Эдди Рознера обвинили в измене родине (?!) и приговорили к десяти годам лагерей. В лагере он встретился со своим давним поклонником, ставшим »царем всего Магадана° — Александром Деревянко. Там он создал лагерный джаз-оркестр, куда входили лучшие музыканты страны

(см. выше). Он обслуживал со своим джазом многочисленные острова архипелага ГУЛАГ и вольных жителей Магадана. Он оттрубил в лагере восемь лет, был освобожден по амнистии через полтора года после смерти тирана. Измену родине° с него сняли , оставив нелегальный переход через границу.

Москве в элегантном белом костюме, прошел в свой номер гостиницы =Москва°, и лег на кровать, как был, в костюме и обуви. Ему было 44 года, он был все еще красив, хотя лагерь сильно подкосил его здоровье. С Рут он развелся, Галина не хотела уезжать из Магадана. Он опять был один. Без жены и без орке

стра. Приходилось начинать все с начала. Он разыскал по всей стране и собрал шестьдесят четыре музыканта и основал свой знаменитый »Биг Бэнд°

В эти годы, с 1954 до 1972, он снова стал богатым и знаменитым. Он много путешествовал по Советскому Союзу и выступал со своим оркестром на телевидении, но

за границу его не выпускали, даже в Израиль, где у него были родственники. Он мечтал побывать в Америке, где с подачи Армстронга его знали и ценили — напрасно. Он снова почувствовал себя заключенным. После многочисленных апелляций его просьба об эмиграции была, наконец, удовлетворена. По сути, это

была репатриация: он вернулся на родину. Но это был совсем не тот Берлин, который он помнил и любил с юности. Разделенный Стеной, это был абсолютно чужой и незнакомый город. Власти совершенно не интересовались джазом, его имя ничего им не говорило. Он снова оказался не у дел. Ему было 62 года, он ещ

Эдди Рознер
нем. Adolf Rosner ,
белор. Адольф Ігнацьевіч Рознер

Э. Рознер, около 1968. Фото: М. Талесников.
Основная информация
Имя при рождении Адольф Рознер,
нем. Adolf Rosner
Полное имя Адольф Игнатьевич Рознер
Дата рождения 26 мая1910 ( 1910-05-26 )
Место рождения Берлин,
Германская империя
Дата смерти 8 августа1976 ( 1976-08-08 ) (66 лет)
Место смерти Западный Берлин
Похоронен
  • Берлин
Страна Германская империя → Польша → СССР → Западный Берлин
Профессии
Годы активности 1914—1972
Инструменты piccolo trumpet [d]
Жанры джаз, свинг, эстрада
Псевдонимы Ади Рознер — польск. Adi Rosner
Коллективы Оркестр Эдди Рознера, Государственный джаз БССР и др.
Награды Заслуженный артист Белорусской ССР
Медиафайлы на Викискладе
Читайте также:  Sandisk восстановление флешки sandisk 32gb

Э́дди Ро́знер (Адо́льф Ро́знер (нем. Adolf Rosner ); в Польше Ади Рознер (польск. Adi Rosner ); в СССР Адо́льф Игна́тьевич Ро́знер (белор. Адо́льф Ігна́цьевіч Ро́знер ); 26 мая 1910, Берлин — 8 августа 1976, Западный Берлин) — джазовый трубач, скрипач, дирижёр, композитор и аранжировщик, живший и работавший в Германии (1910—1933 и 1973—1976), Польше (1934—1939) и СССР (1939—1972). Заслуженный артист Белорусской ССР (1944).

Один из наиболее популярных джазовых артистов в СССР, чьи записи были дважды запрещены. Как блестящий импровизатор был прозван «белым Армстронгом» [ источник не указан 1028 дней ] . Автор многочисленных джазовых композиций, а также танго, вальсов, песен (на слова Юрия Цейтлина, Михаила Пляцковского, В. Масса и М. Червинского, Евгения Долматовского, Владимира Харитонова, Леонида Куксо, Григория Поженяна, Б. Дворного и др.) и джазовых аранжировок.

Содержание

В Германии [ править | править код ]

Родился 26 мая 1910 года в Берлине в семье польских евреев. Отец — Игнатий Рознер — был ремесленником, эмигрировавшим в Германию из Польши, мать — Роза Рознер (в девичестве Лямпель) — домохозяйка. В семье было 6 детей.

Адольф в четырёхлетнем возрасте начал играть на скрипке и уже в 1916 был принят в консерваторию Штерна в Берлине, которую закончил с отличными оценками по классу скрипки в 1920 году и поступил для продолжения музыкального образования в Берлинскую высшую музыкальную школу на Кантштрассе. Занимался у профессоров К. Флеша и Ф. Шрекера. Вскоре по совету своего дяди стал параллельно осваивать трубу, увлёкся джазом.

С 1928 года быстро выдвинулся в число наиболее востребованных солистов-трубачей, играя в различных берлинских джазовых и салонно-танцевальных бэндах. Среди этих ансамблей — знаменитый оркестр Марека Вебера, а также не менее популярный джазовый коллектив Штефана Вайнтрауба («Weintraubs Syncopators»/«Синкопаторы Вайнтрауба»), работавший на океанском лайнере, обслуживавшем пассажирскую линию Гамбург — Нью-Йорк, и участвовавший в съёмках ряда фильмов киностудии UFA.

В Польше [ править | править код ]

С приходом в Германии в 1933 году к власти нацистов покидает страну. В середине 1930-х гг. Рознер собрал собственный джазовый оркестр в Польше, с которым гастролировал во Франции, в Латвии и других европейских странах, записывался на пластинки, играл на двух трубах одновременно. Во второй половине 1930-х гг. считался одним из лучших трубачей Европы. Не желая быть тёзкой лидера немецких нацистов, Рознер использовал в качестве артистического псевдонима короткую форму своего имени — Ади (Adi, читавшуюся в английской транскрипции (Ady) как Эди — отсюда произошла позднейшая трансформация в Эдди/Eddie). В Варшаве познакомился с дочерью знаменитой актрисы и режиссёра еврейского художественного театра Иды Каминской актрисой Рут Каминской (Ruth Kamińska, 1919—2005), и позднее стал жить с ней в гражданском браке.

В первый день Второй мировой войны оркестр попал в Варшаве под бомбежку немецкой авиации, в результате которой все инструменты, кроме контрабаса, оказались уничтожены. Сами музыканты не пострадали. Труппа местного еврейского театра Иды Каминской искала возможность, пока не стабилизировалась граница с СССР, покинуть территорию, ставшую немецкой.

В СССР [ править | править код ]

Белорусский период [ править | править код ]

Оркестр Рознера с театром Камински перебираются в занятый советскими войсками Белосток, который стал частью Белоруссии. Рознер случайно познакомился с белорусским руководителем П. Пономаренко, как оказалось, страстным любителем джаза, и под его покровительством возглавил новый большой джаз-оркестр, вскоре получивший статус Государственного джаза БССР. Оркестр Рознера получил специальный поезд для гастролей, который практически стал домом для оркестра. Любые возникающие сложности или проблемы тут же решались благодаря вмешательству П. Пономаренко.

Летом 1940 года оркестр с большим успехом дал концерты во многих городах СССР и принял участие в декаде белорусского искусства в Москве. В сентябре Рознер с оркестром был неожиданно приглашён в Сочи, где по приказу начальства играл при совершенно пустом зале. Единственным зрителем оказался сидевший в зашторенной ложе И. В. Сталин. Сталину концерт понравился.

Биг-бэнд Эдди Рознера был одним из первых советских джазовых оркестров, исполнявшим музыку в стиле свинг, и сыграл одну из ключевых ролей в освоении отечественными музыкантами этого направления музыки. В ансамбле работали Юрий Бельзацкий, Вадим Людвиковский, Пиро Рустамбеков, Луи Маркович и другие.

Историк советского джаза Яков Басин писал: [1]

«И всё же не будет преувеличением сказать, что львиная доля успеха концертов Государственного джазового оркестра БССР зависела от личности самого Эдди Рознера. Артистизм, непринуждённость, обаяние с первых же минут концерта покоряли зрителя, а лёгкость, с которой он устанавливал контакт с залом, была скорее свойственна многолетнему кумиру публики, нежели не владевшему русским языком незнакомцу, каким Э. Рознер фактически являлся».

В годы Великой Отечественной войны оркестр давал многочисленные концерты как в тылу, так и на фронте.

В заключении [ править | править код ]

В 1946 году в связи с развёрнутой в СССР критикой джаза как музыкального направления Эдди Рознер вместе с женой и дочерью пытался полулегально вернуться в Польшу через Украину, но был подвергнут аресту Львовским управлением НКВД, приговорён к 10 годам лагерей и сослан в Хабаровский край, где собрал лагерный оркестр. Позже был переведен на Колыму. В заключении познакомился с будущим эстрадным певцом Владимиром Макаровым, которому давал уроки вокального и эстрадного мастерства, а после освобождения пригласил в свой джаз-оркестр.

Рут Камински приговорили к 5 годам лагерей и сослали под Кокчетав. Оставшуюся без родителей 4-летнюю Эрику, дочь Эдди и Рут, на время заключения родителей забрала в Москву друг семьи Рознеров Дебора Марковна Сантатур (в девичестве Товбина, дочь М. Товбина).

В 1954 году Эдди Рознер был освобождён. После освобождения и воссоединения в Москве семейная жизнь не заладилась — Эдди и Рут развелись, Рут с Эрикой уехали в Варшаву, а спустя несколько лет — в Нью-Йорк. Арест Рознера разрушил семью, и, будучи в заключении на Колыме, Эдди Игнатьевич сошелся с танцовщицей Маглага Мариной Бойко, которая тоже родила ему дочь, Ирину. Позднее Эдди вступил в брак с танцовщицей оркестра Галиной Ходес.

Джаз Мосэстрады (1954—1971) [ править | править код ]

В 1954 году при Мосэстраде Рознер создал Эстрадный оркестр, дававший многочисленные выступления и даже снявшийся в кинокомедии «Карнавальная ночь». От большинства советских бэндлидеров, появлявшихся на публике обычно в амплуа дирижёров или конферансье, присутствие Рознера на сцене отличалось виртуозными инструментальными соло и безукоризненным артистизмом. Оркестр принадлежал к числу ведущих свинговых составов в СССР, постоянно гастролируя по городам Союза с красочными представлениями, включавшими в себя универсальную палитру произведений — от музыки для отдыха до «песен народов мира». Творческое кредо определялось верностью джазовому мейнстриму, при этом репертуар выходил за рамки джаза, что было обусловлено как широтой музыкальных интересов самого Рознера, так и требованиями, предъявлявшимся в ту пору к государственным концертным биг-бэндам.

Читайте также:  Зажигалка которая не гаснет на ветру

С оркестром сотрудничали знаменитые степисты (чечёточники) Владимир, Григорий и Евгений Зерновы, Алексей Быстров, братья Гусаковы, Михаил Подольский, Владимир Кирсанов, конферансье Михаил Гаркави, Александр Лонгин, Гарри Гриневич, Владимир Гилевич и Олег Марусев, писатели-сатирики Юрий Благов и Владимир Поляков, драматурги Борис Рацер, Владимир Константинов и Игорь Виноградский, постановщики Борис Сичкин, Владимир Канделаки и Валерий Рубинчик, композитор Давид Тухманов (в качестве пианиста). В разное время в биг-бэндах под управлением Рознера работали лучшие джазмены страны: барабанщики Борис Матвеев, Станислав Стрельцов, Виктор Епанешников, Юрий Ветхов, Александр Симоновский, контрабасисты и аранжировщики Эгил Шварц и Игорь Кантюков, мультиинструменталист Давид Голощёкин, саксофонисты Анатолий Герасимов, Александр Пищиков, Владимир Коновальцев, Владимир Колков, Михаил Цуриченко, Виктор Подкорытов, саксофонисты и аранжировщики Геннадий Гольштейн и Виталий Долгов, трубачи и аранжировщики Ярослав Янса и Владимир Василевский, трубачи Константин Носов и Радамес Шакаров, пианист и аранжировщик Николай Левиновский, тромбонисты Александр Сухих и Александр (Саша) Кофман, скрипач и композитор Валерий Трофименко и др.

Пользовались популярностью и другие артисты оркестра (сайдмены). Среди них Ю. Цейтлин, Г. Домани, В. Забродин, И. Просенков, В. Ремизов, Л.Самохвалов (трубы), Леонид (Илья) Алчеев, Г. «Жорж» Фридман, Т. Ахмедов, М. Матвеев, А. Мечль, А. Чех (саксофоны), В. Богданов, М. Фурсиков, А. Хартюнов, А. Морозов (тромбоны), Павел Гофман, Л. Беймшлаг, В. Меликян, Г. Кацнельсон, Г. Парасоль, Б. Соркин (скрипки), Луи Маркович (гитара), В. Смирнов (контрабас), Л. Зилигсон и В. Шафран (фортепиано) и другие. Оркестр Рознера — участник московского джазового фестиваля «Джаз-67». По свидетельству Геннадия Львовича Гольштейна, оркестр был в ту пору «очень современным по звучанию — лучшим в стране» и на фестивале выступил «с грандиозным успехом». Вклад биг-бэнда в развитие джаза и эстрады в России трудно переоценить.

Вышедшее в мае 1969 года постановление Совета Министров РСФСР за номером 319 («Вопросы главного управления культуры РСФСР») предписывало распустить ряд эстрадных коллективов. Мода на ВИА ставила под сомнение рентабельность больших оркестров, происходило дальнейшее размежевание джазовой и эстрадной музыки, намечались «ротация звёзд», новый виток борьбы с западными влияниями и новые негласные ограничения для евреев. Оркестр продолжал оставаться невыездным. Рознер безуспешно хлопотал о туристической визе, желая посетить родственников, проживавших в США. Тщетными оказались надежды Эдди Игнатьевича на то, что он будет представлен к званию Заслуженного артиста РСФСР. Все эти факторы ускорили развязку. К 1971 году Росконцерт вынудил Рознера уйти на пенсию.

В БССР при Гомельской филармонии Эдди Рознер собрал свой последний биг-бэнд (в нём играли некоторые будущие создатели ВИА «Синяя птица»), а в январе 1973 выехал в Германию (Западный Берлин), где после продолжительной болезни 8 августа 1976 скончался. Похоронен на Еврейском кладбище берлинского района Шарлоттенбург-Вильмерсдорф (район известен с 1920-х гг. как центр русской эмиграции).

Продолжение традиций [ править | править код ]

Несмотря на то, что имя Рознера в 1973—1988 годах официально было предано забвению, а большинство записей размагничено, часть бывшего рознеровского коллектива в Москве фактически удалось сохранить: на его основе был создан концертный оркестр «Современник». Под руководством джазового пианиста, композитора и аранжировщика А. О. Кролла оркестр работал с Е. Г. Мартыновым, Ю. Антоновым, Л. Ф. Серебренниковым и Л. А. Долиной, выпустил программы «Антология джазового вокала» и «Антология биг-бэнда», участвовал в фильмах «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх». Прекратил существование в 1992 году.

После войны джазовый коллектив «Белорусский диксиленд» при Белорусской филармонии создал Авенир Вайнштейн, возглавивший впоследствии группу «Авенир-бэнд», состоящую из музыкантов тех лет [2] [3] .

С 1987 года на эстраде выступает Национальный академический концертный оркестр Республики Беларусь (первоначально — Государственный концертный оркестр БССР) под управлением Михаила Финберга, принявший участие в ряде концертов, посвященных Рознеру, в том числе в 1993 году в Москве (музыкальное шоу «В компании Эдди Рознера»). Сам М. Финберг, личное знакомство которого с Э. Рознером состоялось в начале 1970-х гг., считает свой биг-бэнд правопреемником белорусского Государственного джаз-оркестра.

14 декабря 2001 года в Москве в Зале Чайковского состоялся уникальный исторический концерт «Эдди Рознер. Возвращение оркестра». Импресарио Майей Кочубеевой впервые в нашей музыкальной культуре был воссоздан легендарный оркестр. В мировой практике это называется ghost-orchestra, подобно американским оркестрам К. Бейси, Г. Миллера, А. Шоу, Т. Дорси, Д. Эллингтона (в меньшей степени). Оригинальные партитуры 1940-х гг. по записям с грампластинок специально для этого концерта реставрировал выдающийся аранжировщик Владимир Георгиевич Прохоров. Была задача воспроизвести звук оркестра, который был утрачен с отъездом Рознера. Музыканты отбирались по умению владеть стилем на основе двух ансамблей — «Moscow Band» Заслуженного артиста России Владимира Лебедева и «Горячая девятка» Всеволода Данилочкина, которые, к слову, были авторами нескольких аранжировок.

В концерте также принимали участие: народный артист России Юрий Дранга (аккордеон), заслуженные артисты России — солист оркестров Утёсова и Эдди Рознера Борис Васильевич Матвеев (ударные), Виктор Фридман (фортепиано), Иван Станишевский (кларнет, т-саксофон), а также известнейшие московские солисты — ветеран советского джаза Евгений Баранов (труба, вокал), Владимир Галактионов (труба), Константин Гевондян (труба), Виктор Подкорытов, Константин Горшков, Игорь Тертычный (кларнеты, саксофоны) и другие.

В зале присутствовали пани Ирэн Маркович (супруга Луи Марковича, солиста оркестра Эдди Рознера), Галина Цейтлина (супруга Юрия Цейтлина, многолетнего друга и автора песен из репертуара оркестра), многие другие современники, заставшие и знавшие Эдди Игнатьевича, в том числе ветераны советского джаза.

Этот концерт с тем же оглушительным успехом был повторён 6 октября 2002 года в рамках фестиваля «Российскому джазу — 80» и персонального абонемента Заслуженного деятеля искусств РФ Алексея Баташева, но другим составом и в другом зале. На сей раз в Большом зале Московской Консерватории выступил биг-бэнд Федеральной пограничной службы России под управлением Народного артиста России Владимира Вепринцева.

В Германии произведения Эдди Рознера, а также мелодии из его репертуара постоянно исполняют «The Swinging PartYsans» под руководством Дмитрия Драгилёва, спорадически к рознеровскому наследию обращаются саксофонист Эмиль Мангельсдорф, квартеты Дирка Энгельхардта и Петера Клинке. В числе интерпретаторов Рознера в современной Польше — Збигнев Куртыч и Мацей Маленчук.

Летом 2010 года в рамках Германо-российского фестиваля в Берлине состоялся первый джазовый фестиваль имени Эдди Рознера (координатор — Дмитрий Драгилёв). С тех пор этот «фестиваль в фестивале» проводится ежегодно в июне в течение трех дней. Создана также некоммерческая общественная организация — Международное общество мультимедийной культуры и европейской коммуникации со своим подразделением Oskar Strock & Eddie Rosner Heritage Society, одним из направлений деятельности которого является популяризация творческого наследия Рознера и сохранение памяти о нём.

Читайте также:  Размер вертикального фото в инстаграм

В 2012 году в рамках ежегодного международного фестиваля Alfa Jazz Fest во Львове (Украина) впервые состоялось вручение Международной музыкальной премии «Alfa Jazz Fest Awards» им. Эдди Рознера [4] . Премия учреждена с целью признания музыкантов, которые сделали значительный вклад в развитие джазовой музыки, а также с целью популяризации джазовой музыки. Победитель выбирается путём голосования членами широкого круга экспертов, среди которых музыкальные критики, выдающиеся деятели культуры, общественные и государственные деятели, журналисты и предприниматели из разных стран мира.

Знаменитый советский джазмен был официально женат два раза. Его первой женой была дочь известной еврейской киноактрисы Иды Каминской по имени Рут, с которой он познакомился перед войной в варшавском бомбоубежище. В этом браке у них родилась дочь Эрика.

Распалась семья вскоре после войны. Летом 1946 года оркестр Рознера приехал в Москву со своей новой программой. Ажиотаж эти выступления вызвали огромный – билеты на концерты были распроданы еще за месяц до их начала. Однако едва оркестр успел дать первый концерт в ЦДКА, как грянул гром. 18 августа в газете «Известия» была напечатана статья Елены Грошевой «Пошлость на эстраде», где оркестр подвергался резкой критике, а сам Эдди Рознер был назван «третьесортным трубачом из кабаре». После этой публикации гастроли оркестра были прерваны. Возмущенный Рознер отправился в Минск, чтобы искать защиты у своего вечного спасителя Пономаренко. Но тот принять его не смог (или не захотел) и отрядил для этого дела своего адъютанта. Тот посоветовал Рознеру успокоиться и отправиться с семьей отдохнуть на курорт, хотя бы в Сочи. А его оркестр был отправлен на гастроли в Тбилиси, поскольку план у филармонии никто не отменял.

Но вместо того, чтобы ехать в Сочи, Рознер с семьей отправился во Львов. Испугавшись статьи в «Известиях», он решил, что его теперь обязательно арестуют, и решил сбежать из России в Польшу. Еще в Москве он встретил одного знакомого артиста, который рассказал ему, что во Львове находится польский представитель Дрезнер, который занимается регистрацией бывших польских подданных. Найдя Дрезнера, Рознер договорился с ним, что тот поможет ему уехать с семьей в Польшу за 20 тысяч рублей. Получив деньги, Дрезнер в конце ноября уехал в Польшу, а Рознера и его жену Рут… арестовали органы МГБ.

Оказавшись в тюрьме, Рознер был настолько деморализован, что практически сразу подписал все, что от него требовали следователи. В частности, он признался, что хотел уехать через Польшу в Америку. А это придавало его делу уже другой, более серьезный оборот, поскольку Америка к тому времени из недавнего союзника превратилась во врага СССР, объявив «крестовый поход против коммунизма». В итоге музыканту предъявили обвинение в измене Родине.

Рознер пытался добиться смягчения своей участи, написав письмо министру госбезопасности Виктору Абакумову. В нем он писал: «Я докажу свою преданность на деле, а посему прошу помиловать меня или заменить мое заключение вольной ссылкой, где я смогу продолжать творческую работу на поприще Советского государства».

Однако помилования Рознер так и не добился. Ему присудили десять лет и отправили в один из лагерей в Хабаровском крае. Его жена Рут получила пять лет высылки в казахстанские степи, в город Кокчетав. Что касается Эрики, которой шел пятый год, то ее забрала в Москву друг семьи Рознеров Дебора Сантатур.

И все же Рознеру повезло: его слава позволила ему устроиться в лагере на должность руководителя джаза 3-го отделения. Таким образом, даже в заключении он мог заниматься любимым делом. А в 1953 году его освободили. Он вернулся в Москву, где быстро вернулся к любимому занятию – джазу. Однако его личная жизнь дала трещину. В Москве музыканта уже ждали его женщины: дочь Эрика и жена Рут, которую тоже освободили после смерти Сталина. Однако восьмилетняя разлука сделала свое дело – после нее супруги прожили вместе всего лишь пару месяцев. Все вышло случайно. В одну из ночей супруги решили рассказать друг другу обо всем, что произошло с ними за эти годы. Первым начал Рознер. Он поведал Рут, что в лагере его спасла от цинги танцовщица его оркестра Марина Бойко, с которой вскоре после этого он стал жить гражданским браком. У них родилась дочь Ира. Однако лагерный роман не имел продолжения, и в Москву Рознер вернулся полностью свободным человеком.

Выслушав мужа, Рут сказала, что прощает его. Прощает, поскольку у нее самой… случилась похожая история. Там, в Кокчетаве, она жила с польским врачом, тоже ссыльным и тоже одиноким. Но и их роман длился ровно до того момента, пока их не освободили. «А ты меня прощаешь?» – спросила Рут, закончив свой рассказ. И вот тут случилось неожиданное: вместо того чтобы сказать «да» и забыть об услышанном раз и навсегда, Рознер… накричал на свою жену, обвинив ее в неверности. А на ее справедливое замечание, что и он отнюдь не ангел, резко ответил: «Мужчины – другое дело!» В итоге Рут забрала дочь и уехала к маме, в Варшаву. А Рознер… вскоре нашел утешение в объятиях молоденькой танцовщицы своего оркестра Галины Ходес. Они поселились в кооперативной квартире в знаменитом угловом доме в Каретном ряду, где их соседями были Леонид Утесов, Борис Брунов, Мария Лукач, Александр Шуров, Николай Рыкунин, Борис Сичкин.

В 50 – 60-е годы оркестр Эдди Рознера дал пропуск в большое искусство многим певицам: Майе Кристалинской, Марии Лукач, Гюли Чохели, Нине Бродской, Ларисе Мондрус. Чего скрывать, к некоторым из этих певиц Рознер испытывал не только творческий интерес, но и личный – он слыл большим женолюбом. И когда приглашал певиц в свой оркестр, надеялся на то, что его чувства певицы разделят. Причем его не волновало, замужем артистка или свободна. Например, Ларису Мондрус, которая тогда была уже замужем и жила в Риге, он заинтересовал тем, что сможет выбить ей с мужем квартиру в Москве. Однако обещания своего так и не выполнил, поскольку цель у него была определенная – соблазнить Ларису. А когда это не получилось, он к ней охладел и про свое обещание уже не вспоминал.

С Галиной Ходес джазмен прожил почти двадцать лет – до самой своей смерти. Она наступила в Германии (туда Рознер эмигрировал) в сентябре 1976 года.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
Adblock detector