No Image

Я не уставал рассказывать друзьям обо всем

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
11 марта 2020

Цель: закрепить знания учащихся по теме “Причастие”, развивать навыки монологической речи, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, повторить разборы: синтаксический, морфологический, словообразовательный, разбор по составу, активизировать самостоятельную работу учащихся.

Методы и принципы: фронтальный опрос по повторению изученного материала, самостоятельная работа, тест, индивидуальная работа у доски.

Оборудование: таблицы, тесты, учебник по русскому языку для 7 класса под ред. Баранова М.Т., Григорян Л.Т., Ладыженской Т.А. и др.

На доске: “Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного”. В.И.Даль

Учитель: Здравствуйте. Садитесь.

Ребята, домашнее задание у вас было по р/р. Сегодня я собираю тетради и проверю, лучшие работы зачитаю на следующем уроке, а также сделаем работу над ошибками. А тема сегодняшнего урока: Обобщение по теме “Причастие”. Откройте тетради, запишите число и тему. Запишите эпиграф к уроку, к которому мы вернемся чуть позже.

Понятие о причастии.

Учитель: Сегодня мы с вами, ребята, повторим причастие, используя жанр сказки.

“Разрешите представить”, — раздался голос королевы Грамматики, — перед вами Причастие – особая форма глагола. У него есть родственники. Какие? Подскажите, ребята. (Глагол и прилагательное.)

Когда причастие появилось на свет. Глагол подарил ему вид (совершенный и несовершенный) и время (настоящее и прошедшее). Прилагательное решило не отставать и преподнесло новорожденному род, число и падеж.

Когда причастие подросло, оно приобрело собственные черты: научилось быть страдательным и действительным. А когда оно стало совсем взрослым, то захотело, чтобы ему подчинялись, слушались его. Так образовался. что ребята? Правильно! Причастный оборот, который о себе очень высокого мнения и требует обоснований. Вспомните, ребята, какое есть условие при обособлении причастного оборота?

Ученик, обладающий орфографической зоркостью, всегда пишет грамотно.

Обладающий орфографической зоркостью ученик всегда пишет грамотно.

Действительному и страдательному причастиям не живется в дружбе. Страдательное причастие всегда стонет: “Я такое несчастное, всегда испытываю на себе действие. Меня даже иногда укорачивают и получают краткие причастия”.

“Само виновато, — отвечает действительное причастие. — Я, например, не жду , когда кто-то будет выполнять за меня мою работу. Я поэтому обозначаю признак предмета (какой?), который сам производит действие).

Учитель: Итак, дайте полное определение причастия (учащийся отвечает)

Учитель: Эту двойственность заметили уже древние грамматисты, дав ему имя “причастие”, т.е. причастное к имени и глаголу. Очень метко о причастиях сказал В.И.Даль, автор знаменитого словаря. Его слова являются эпиграфом к нашему уроку: “Часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного” В.И.Даль.

Ответьте, ребята, в чем разница между действительными и страдательными причастиями? (учащийся отвечает определение)

И наконец, что общего и чем различаются полные и краткие причастия.

Ученик: Действительные причастия только полные. Страдательные причастия могут быть краткие. Полные причастия являются определениями, краткие – сказуемыми.

Учитель: Сколько у причастий может быть форм?

(Ответ: 4 формы: действительное причастий наст.вр. и прош.вр., страдательное причастие наст.вр, прош.вр.)

Учащийся показывает на доске суффиксы действительных и страдательных причастий. Приложение 1.

А всегда ли от глагола можно образовывать все 4 формы? (Нет)

(Потому что здесь в работу включаются глагольные признаки: вид и переходность)

Используя таблицу, работаем над образованием форм причастий. (стр. 175, упр. 150)

Глаголы:

  • видеть (пер., несов вид) 4 формы,
  • увидеть (пер., сов.вид) 2 формы (дейст. прич., прош.вр.; страд.прич., прош. вр.),
  • расположиться (непер., сов.вид) 1 форма (дейст. прич., прош.вр.),
  • принимать (пер, несов вид) 4 формы,
  • вырастить (пер., сов.вид.) 1 форма ( дейст. прич., прош.вр.),
  • развешивать (пер.,несов.вид) 4 формы,
  • прискакать (непер.,сов вид) 1 форма (дейст. прич, прош вр.),
  • прибирать (пер.,несов.вид) 3 формы (страд. прич., прош.вр. не всегда образуется).
Читайте также:  Как в атоме открыть браузер
Страдательные причастия
Настоящее время Прошедшее время Настоящее время Прошедшее время
видящий видевший

увидевший

видимый виденный

увиденный

принимающий принимавший

вырастивший

принимаемый принятый

выращенный

расположившийся развешивающий развешивавший

прискакавший

развешиваемый развешанный прибирающий прибиравший прибираемый

3. Индивидуальная работа у доски.

Учитель: К доске пойдут работать с карточками два учащихся.

А остальные работают с места.

4. Повторение орфографических и пунктуационных правил.

Задание №1. Записать предложение, найти причастие, подчеркнуть его как член предложения.

Нивы сжаты, рощи голы.

Последние лучи заката лежат на поле сжатой ржи.

Я не уставал рассказывать друзьям обо всем: о речке, о рыбалке на заре, о белых грибах, найденных мною под небольшою елью.

Задание №2. Словарно-орфографическая работа.

  • Гирлянда – словарное слово, колонна – словарное слово, движимый (исключение), утиная охота (ин, ан, ян), туманный.
  • Бороться I – действ.прич., наст.вр. борющийся,
  • дышать II – действ.прич., наст.вр. дышащий,
  • строить – действ.прич., прош.вр. строивший,
  • засеять – засеявший,
  • видеть II – страд.прич., наст.вр. видимый,
  • увлекать I – страд.прич., наст.вр. увлекаемый,
  • размешанный (от глагола на ать),
  • закрученный (от глагола на ить),
  • сломанная (ветка) (от глагола соверш. вида),
  • вязаные перчатки (от гл. несов. вида),
  • вязанные девочками перчатки (причастие имеет пояснительное слово),
  • ошибка исправлена (кр.прич.),
  • собрание не закончено (кр.прич.),
  • завершённый (причастие, образованное от глагола),

Отвечают учащиеся, работающие у доски с карточками.

1. Солнце, выглянувшее из-за тучи, осветило лес.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено причастным оборотом).

Ученик чертит схему к предложению, характеризует члены предложения и части речи.

Выглянувшее – (какое?) причастие, т. к. обозначает признак по действию.

1) Начальная форма: выглянувший.

Морфологические признаки: действительное, прошедшее время, соверш. вид, непереходный, невозвратный, употребляется в форме ср. рода, ед. числа, Им. пад.

Солнце (какое?) выглянувшее.

2. Улица шла до самого края города и кончалась огромной триумфальной

аркой, засыпанной желтыми листьями.

Ученик делает полный синтаксический разбор предложения.

Ответы

определения: яркие, небесном.

песня им в бою,они вспоминали родину свою,маму,семью,у кого она была,любимую девушку,она придавала душевные силы,без которых в бою не обойтись,поднималось настроение хотелось драться за любимою родину.мать небесную,вот так,ну это я так

1. бабушка никогда не плутала в лесу, безошибочно определяя дорогу к дому.

2. не знанимаясь, трудно прилично сдать экзамены.

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Не с причастиями.

Цели урока: повторить правописание не с разными частями речи, показать условия выбора этой орфограммы в причастии.

Обучающие: способствовать изучению учащимися закономерностей в правописании НЕ с причастиями; способствовать формированию навыка учащихся в умении различать «НЕ» — частицу и «НЕ» — приставку.

Развивающая: способствовать развитию умения писать НЕ с причастиями; умения работать в группе и самостоятельно; развитие мыслительных операций учащихся через анализ языкового материала; совершенствование речевой культуры учащихся через организацию делового общения учащихся на учебном занятии.

Воспитывающая: способствовать воспитанию у школьников ценности грамотного письма, культуры умственного труда, совершенствование речевой культуры учащихся через организацию делового общения учащихся на учебном занятии.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод обучения : частично-поисковый.

Теоретическая разминка для класса.

Индивидуальная работа у доски 2 ученика.

1 ученик. Записать, обозначить орфограммы в причастиях.

Дыш_щий, кле_щий, раста_вший, завис_мый, маш_щий, увид_вший, стел_щийся.

2 ученик. Списать предложения, обозначить причастный оборот, прокомментировать знаки препинания.

Степь содрогнулась от грохота поезда идущего к станции окруженной тьмой но через мгновение вновь слышны лишь окружающие нас ночные шорохи.

Читайте также:  Делинк дир 300 настройка wifi

«Верно или неверно?»

Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает действие предмета.

Причастный оборот обособляется, если стоит после определяемого слова.

От переходных глаголов можно образовать действительные и страдательные причастия.

Гласная в суффиксах действительных и страдательных причастий зависит наклонения глагола.

Терп_щий, вид_щий, кол_щий. Лишним словом является терп_щий.

В этом предложении 4 запятых: Тараз, расположенный некогда на Великом шелковом пути, имеет богатую историю, множество исторических памятников, пронизанных духом старины, и поражающую своим разнообразием флору и фауну.

От какого глагола можно образовать все возможные формы причастия: обидеть, летать, рисовать, сделать.

— Проверить работу учащихся у доски.

Проиллюстрируйте данные утверждения примерами.

Слово без не- не употребляется

Можно заменить синонимами без не-

Наличие отрицательных местоимений или наречий с ни- или пояснительных слов

(Не)годовать, (не)яркий, далеко (не)близкий, (не)правда, а ложь, (не)настье, (не)дремлющий, нисколько (не)интересный, (не)лепый, (не)друг, (не)освещена, (не)решительный.

— Какие слова у нас остались неиспользованными? (не)дремлющий, (не)освещена

— Что мы сегодня будем рассматривать?

Дифференцированное задание. Групповая работа учащихся по овладению новыми знаниями. ( время на подготовку 3 минуты)

1 уровень читать т.м. учебника.

2 уровень прочитать грамматическую сказку и перевести ее на научный язык. Прокомментировать условия слитного и раздельного написания не с причастиями.

В волшебной школе Причастию подарили милое маленькое домашнее животное. Она назвала его — НЕ — Это хорошенький, но очень капризный зверек.

Причастие неразлучна с -НЕ- и живёт с ним в замке под названием «Без НЕ не употребляется». Будучи полной и одинокой, она тоже не может без НЕ. Зверек НЕ полюбил ее друзей: Почти, Очень, Слишком, Довольно, Абсолютно и других.

Когда же Причастие превращается в Краткое или когда рядом находятся няни – зависимые слова, НЕ боится подходить к девочке. А еще НЕ очень не любит противоречий.

3 уровень на основе собственных наблюдений сформулировать правило по написанию не с причастиями. (Дети работают маркером на большом ватмане по составлению о/к)

2. Неработающий мастер не работающий на заводе мастер

Невымытый пол еще не вымытый дежурными пол

3. Трава не скошена, книга не прочитана, дело не сделано.

4. Не исследованная, а дикая местность; не продуманный, а опрометчивый шаг.

— Начинаем проверку с 3 уровня. Когда не с причастиями пишется слитно?

1. Результаты работы 3 группы, демонстрация и защита о/к.

2. Выразительное чтение лингвистической сказки, ее комментарий.

Не с причастиями пишется слитно:

1. Слово без НЕ не употребляется.

2. Причастие не имеет з/с.

3. При наречиях меры и степени: совершенно, абсолютно, крайне, очень, весьма, в высшее степени.

Не с причастиями пишется раздельно:

1. Есть противопоставление.

2. Причастие имеет з/с.

3. С краткими причастиями.

Индивидуальное задание у доски. Распределительный диктант.

Слова для справки: (не)замеченная ошибка, (не)оконченная в срок работа, (не)выучивший урок, (не)навидимый всеми, работа (не)закончена, ничем (не)оправданный поступок, абсолютно (не)исследованный район, (не)греющее солнце, (не)прочитанная, а просмотренная книга.

Класс: напротив каждого примера вписать СЛИТНО/РАЗДЕЛЬНО. Комментарийуч-ся.

1) Я не уставал рассказывать друзьям обо всём: о речке, о рыбалке, о (не)виданных размеров белом грибе, найденном мной под небольшой елью.

2) (Не)отремонтированная квартира выглядит неопрятно.

3) Эти обои (не)просохшие, а еще влажные.

4) Меня поразил его (не)доумевающий взгляд, брошенный исподлобья.

5) Совершенно (не)прожаренное на костре мясо есть было невозможно.

6) Убедительные аргументы так и (не)найдены.

7) Еще не улетевшие на зимовку птицы расположились у озера.

Читайте также:  Почему не включается видео на телефоне

8) Это крайне (не)обдуманный шаг.

9) (Не)убранные поля, (не)скошенные луга – все говорило о запущении.

10) Человек, (не)знающий истории, не имеет будущего.

Приведите примеры предложений с обобщающим словом. (1,9)

Приведите примеры предложений с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. (1,4, 10)

Найдите предложение с необособленным определением, выраженным причастным оборотом.(7)

Найди 3 лишнее, объясни свой выбор.

а) (не) озябшие птицы; (не) разобранные вещи; полы (не) вымыты;

б) (не) годующий взгляд ; (не) решённая задача; (не) навидевший всех ;

в) (не) проверенная учителем; комната (не) занята; (не) продуманный ответ ;

г) (не) закрытое окно ; (не) просушенные семена ; (не) разбросанные, а сложенные;

д) (не) взлюбивший учебу ; никем (не) понятый; (не) освещенная улица .

а) не вымыты б) нерешенная задача в) непродуманный ответ

г) (не) разбросанные, а сложенные д) неосвещенная улица

3 задание. Работа над развитием речи.

Постарайтесь раскрыть значение фразеологических оборотов, используя не с причастиями.

Не от мира сего —

Справка: (не)скончаемые материальные затраты; (не)приспособленный к жизни; притворяться (не)понимающим глупым.

4 задание. Из Статьи А.С.Пушкина «В назидание потомку».

Не проявляй услужливости.

Не принимай одолжений.

Не отвечай на оскорбление оскорблением.

Не делай долгов.

Правила, которые я тебе предлагаю, приобретены мною ценой горького опыта.

— С чего начинается каждая фраза?

— Какова роль частицы не?

— Перечислите случаи, когда не является частицей в написании причастии.

Это интересно! Особенности использования частицы "не". Выступление 3 учащихся.

Использование частицы "не" имеет несколько нюансов:

1. Иногда люди успешно общаются между собой, не пользуясь формальной логикой, которая требуется, если фраза содержит частицу "не". Вполне допустим следующий диалог.

— Эта штука не сломается?

С точки зрения логики, если "эта штука" действительно прочная, следовало бы ответить: "Д-а-а!". В этом случае частица "не" игнорируется не только подсознанием, но и сознанием!

2. Психологи утверждают, что частица НЕ плохо усваивается, особенно детьми. Если учитель говорит «Не забудь выучить правило», то по утверждению психологов частица НЕ не воспринимается, и ученик чаще забывает правило выучить. Лучше говорить: «Выучи правило»!

3. Множественное использование частицы "не" способно запутать собеседника.

С. Горин, автор книги «А вы пробовали гипноз?», выступая на лекции произнес фразу: Изучая психологию, я стал понимать, что не понимаю в людях очень многого, но никак не могу понять, что именно из непонятого мною я все же понимаю, и я, наверное, никогда не пойму разницу между тем, что я уже понял и тем, что я не понимаю. (Долгая пауза, затем смех в зале).

Реплика из зала: «Вы можете повторить эту фразу?»

1. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно.
1) (не)навидящий взгляд
2) весьма (не)возмутимый человек
3) (не)прочитанная мной книга
4) (не)начатое сочинение
2. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно.
1) (не)примиримые противоречия
2) (не)доумевающий взгляд
3) (не)обозримые просторы
4) ничем (не)нарушаемая тишина
3. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно.
1) (не)замеченная учителем
2) (не)решённая задача
3) крайне (не)зависимый человек
4) (не)навидящий скуку
4. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно.
1) (не)решённая, а списанная задача
2) (не)причёсанный ребёнок
3) (не)умытое лицо
4) (не)выученные правила
5. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется слитно.
1) ещё (не)распустившиеся цветы
2) фильм (не)просмотрен
3) теорема (не)доказана
4) (не)промокаемый плащ

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
Adblock detector