Год предшествующий году выпуска ос виндовс

Windows NT 3.1

Рабочий стол Windows NT 3.1
РазработчикMicrosoft
Семейство ОСWindows NT
Исходный кодЗакрытый
Первый выпуск27 июля 1993 года [1]
Последняя версия3.1 (Build 528: Service Pack 3) [1] (10 ноября 1994 года)
Поддерживаемые платформыIA-32, Alpha, MIPS
Тип ядраГибридное
ЛицензияMS-EULA
СостояниеИсторическое: Поддержка прекращена 31 декабря 2001 года [2] [3]
СледующаяWindows NT 3.5

Windows NT 3.1 — первая операционная система линейки Microsoft Windows NT для серверов и корпоративных рабочих станций, выпущенная 27 июля 1993 года. Номер версии был выбран таким образом, чтобы соответствовать последней версии оболочки Windows 3.1, имевшей похожий интерфейс пользователя. Было доступно две редакции NT 3.1: Windows NT 3.1 и Windows NT Advanced Server. Следующей операционной системой в линейке стала Windows NT 3.5, выпущенная в сентябре 1994 года.

NT 3.1 поддерживала процессоры архитектур Intel x86, DEC Alpha и MIPS R4000.

Основные функции ядра операционной системы, представленные в NT 3.1, используются в 32-битных версиях современных операционных систем семейства Windows, а в расширенном виде присутствуют и в 64-битных версиях. Также в NT 3.1 впервые появилась поддержка файловой системы NTFS.

Содержание

Разработка [ править | править код ]

Разработка Windows NT началась в ноябре 1988 года, после того, как Microsoft наняла коллектив разработчиков из Digital Equipment Corporation во главе с Дэйвом Катлером. Многие основы дизайна отражали ранние опыты DEC с VMS и RSX-11. Операционная система была предназначена для работы на архитектурах с разными системами команд, а также на различных аппаратных платформах, принадлежащих к каждой из архитектур. Зависящие от оборудования части системы были в основном скрыты от остальной системы модулем режима ядра, получившим название HAL.

Windows NT изначально должна была быть выпущена как OS/2 3.0, третья версия операционной системы, совместно разрабатывавшейся IBM и Microsoft. После выпуска пользовавшейся большим успехом новой версии пользовательской оболочки для MS-DOS Windows 3.0 в мае 1990 года Microsoft решила изменить основной API для ещё не выпущенной NT OS/2: вместо расширенного API OS/2 стал использоваться расширенный Windows API. Это решение вызвало напряжённость в отношениях между Microsoft и IBM, в результате которой сотрудничество распалось. IBM продолжила разрабатывать OS/2, а Microsoft продолжила работу над Windows NT.

Первая публичная демонстрация Windows NT, тогда называвшейся Windows Advanced Server for LAN Manager, была представлена на конференции разработчиков в августе 1991 года [4] , а формальное объявление продукта состоялось весной 1993 года на выставке COMDEX в Атланте, Джорджия.

Интерфейсы программирования приложений в Windows NT представляют собой подсистемы, работающие поверх недокументированного Native API; именно это позволило перейти к Windows API на достаточно поздней стадии разработки. Windows NT являлась первой операционной системой Microsoft, внутренние структуры данных которой использовали набор символов Unicode UCS-2. В Windows NT впервые был представлен Win32 API, который был 32-битной версией 16-битного Windows API. Большинство 16-битных приложений могло быть портировано на новую систему с минимальными изменениями путём повторной компиляции. В Win32 появилась поддержка многих новых API, в частности, сетевых операций и многопоточности.

Кодовым названием проекта было «NTOS». Данное обозначение сохранилось в имени файла ядра Windows NT, ntoskrnl.exe. Более официальным названием проекта было «NT OS/2». Это наименование сохраняется до настоящего времени в некоторых файлах комплекта для разработки драйверов Windows NT.

Поддержка архитектур [ править | править код ]

С самого начала NT проектировалась таким образом, чтобы её можно было легко портировать на другие платформы. Весь исходный код ядра и подсистем был написан на языках C и C++. Любые отличия в архитектуре аппаратного обеспечения, адаптация к которым не могла быть осуществлена простой перекомпиляцией (например, архитектура памяти, поддержка нескольких процессоров), выносились в HAL.

Кроме того, система загрузки NT была во многом заимствована из спецификации ARC, особенно на платформах, отличных от x86.

i860 [ править | править код ]

Изначально NT разрабатывалась для процессора Intel i860 (кодовое название N10 — «N-Ten»). Однако, поскольку выпуск i860 задерживался, команде разработчиков NT приходилось использовать эмулятор, прежде чем стали доступны прототипы систем на основе i860. Затем была добавлена поддержка других систем, а версия NT для i860 так и не была выпущена для публики. Причиной, по которой изначально разработчики ориентировались на i860, было стремление облегчить портирование на другие архитектуры и избежать создания системы, ориентированной на процессоры с архитектурой x86 [5] .

x86 [ править | править код ]

NT 3.1 поддерживала 32-битные процессоры Intel x86 (80386 и более поздние). В сравнении с 16-битной Windows 3.x, количество драйверов устройств для NT было довольно ограниченным. Хотя в Windows 9x могли использоваться драйвера от Windows 3.x, в NT нельзя было использовать ни драйвера для 9x, ни для 3.x. Windows NT 3.1 является единственной версией Windows NT, поддерживающей многопроцессорные компьютеры на основе процессора 80386 [6] .

MIPS [ править | править код ]

Windows NT 3.1 поддерживала процессор MIPS R4000, а также иные системы MIPS, соответствовавшие спецификации Advanced RISC Computing (ARC).

Alpha [ править | править код ]

Поддержка для процессора DEC Alpha была добавлена на стадии разработки бета-версий NT. Однако поскольку выпуск Alpha был отложен, разработчики Microsoft не имели доступа к компьютерам на основе Alpha почти до самого выпуска NT. В результате этого, поддержка Alpha не вошла в комплект поставки: в первые коробки с NT вкладывался купон, который можно было отправить по почте, чтобы получить бесплатный CD с NT 3.1 для процессоров Alpha.

Совместимость с приложениями [ править | править код ]

16-битные версии Windows [ править | править код ]

NT включала так называемую NTVDM/WOW (NT Virtual Dos Machine/Windows on Windows), которая представляла собой окружение для запуска 16-битных приложений. Была возможна эмуляция подсистемы операционной оболочки Windows 3.x, работающей в стандартном (286) режиме. Приложения, которые полагались на низкоуровневый доступ к аппаратному обеспечению, не поддерживались. 16-битные приложения также не могли использовать файл подкачки. Microsoft указывала, что NT была совместимой со всеми 16-битными приложениями, которые соответствовали официальным руководствам по созданию программного обеспечения (большинство коммерческих приложений).

В NT 3.1 все 16-битные приложения запускались в рамках одного процесса WOW. Это означало, что одно засбоившее 16-битное приложение могло закрыть всю сессию WOW вместе с остальными 16-битными приложениями. Однако сама операционная система была изолирована от подобных проблем, так что процесс WOW можно было прервать и перезапустить, что являлось значительным шагом вперёд в области обеспечения стабильности Windows.

Командная оболочка DOS в NT была заменена системой командной строки, известной как CMD.EXE. DOS-подсистема допускала запуск любых приложений, не требовавших низкоуровневого доступа к оборудованию (который в тот период использовался часто). Для запуска DOS-приложений, как и в Windows 3.x и 9x использовался режим виртуального 8086.

Окружение NTVDM/WOW осталось практически неизменным во всех 32-битных версиях Windows NT. В 64-битных версиях оно отсутствует, потому что процессоры архитектуры x64 не поддерживают 16-битные операции или переход в режим виртуального 8086 в «длинном» режиме.

32-битные версии Windows [ править | править код ]

В NT впервые появился API Win32, который представлял собой 32-битную реализацию Windows API, которая позволяла перекомпиляцию старых 16-битных приложений для новой системы с минимальными изменениями. Win32 позволяла растущему сообществу программистов для 16-битных Windows использовать свои навыки при программировании для новой системы. Windows 95 поддерживала API Win32 (несколько видоизменённый), что ещё больше усилило его роль в процессе перевода пользователей систем Microsoft с 16-битных платформ.

Win32 — это полноценный API, предоставляющий доступ к самым различным возможностям ОС, начиная с управлению памятью и заканчивая интерфейсом пользователя. NT не разрешало доступ к оборудованию для приложений уровня пользователя. Это увеличивало надёжность системы за счёт уменьшения производительности. Однако это также означало, что практически все приложения Win32 должны были опираться на API Win32, написанный на C/C++. Положительной стороной этого являлось то, что портирование приложения на другую архитектуру, поддерживаемую NT (например, с x86 на MIPS) обычно не требовало никаких действий, кроме перекомпиляции (некоторые приложения требовали изменений, если они предполагали использование определённого порядка байтов).

OS/2 [ править | править код ]

Хотя система, которая изначально должна была называться «NT OS/2» была в итоге выпущена как «Windows NT», она осталась во многом совместимой с OS/2. Так, поддерживалась файловая система HPFS, а также работавшие в текстовом режиме 16-битные приложения OS/2 (в версии для x86). Многие API OS/2 (в частности сетевые API NetBIOS/LANMan) существовали в 16-битных версиях OS/2 и DOS/Windows практически в идентичной форме, так что они были включены в Win32 API. Большинство 16-битных программ OS/2 могли быть с минимальными изменениями исходного кода перекомпилированы как консольные приложения Win32.

Общей для Windows и OS/2 является концепция динамических библиотек (DLL). Хотя детали реализации DLL в Windows и OS/2 отличаются, сходство их является достаточно сильным, чтобы даже сложные приложения OS/2 могли быть перенесены на NT без значительных архитектурных изменений.

Кроме того, Microsoft отдельно подставляла дополнительную подсистему Windows NT для Presentation Manager (Windows NT Add-On Subsystem for Presentation Manager), которая делала возможным запуск графических приложений для OS/2.

POSIX [ править | править код ]

Windows NT 3.1 включала подсистему, которая предоставляла минимальную совместимость с POSIX. Она была добавлена в основном для того, чтобы способствовать заключению контрактов с правительством США, поскольку многие правительственные агентства включали POSIX-совместимость в качестве обязательного условия контракта.

Совместимость с POSIX поддерживалась лишь на уровне API, так что требовалась перекомпиляция исходного кода. Подсистема POSIX в NT 3.1 в основном включала поддержку разрешений доступа к файлам в стиле UNIX, а также длинных имён файлов.

Internet Explorer [ править | править код ]

Поддержка NT 3.1 впервые появилась в Internet Explorer 2. IE 1.5 поддерживал NT, но эта версия стала доступной лишь после выпуска IE 2.

Редакции [ править | править код ]

  • Windows NT
  • Windows NT Advanced Server (добавлена поддержка доменов, RA > Поддержка сети [ править | править код ]

NT 3.1 включала поддержку для 3 сетевых протоколов: NetBIOS Frames (с использованием API NetBEUI), TCP/IP и DLC.

NetBIOS Frames [ править | править код ]

На момент выпуска NT, протокол NetBIOS Frames (NBF) чаще всего использовался в сетях на основе Microsoft LAN Manager/IBM LAN Server. В NT 3.1 этот протокол был единственным, который можно было использовать с уже существующими сетями на основе LAN Manager networks, а также при взаимодействии с системами на основе NT. При использовании NBF, NT могла участвовать в общем доступе к файлам и принтерам, а NT Advanced Server могла выступать в роли контроллера домена (в том числе совместно с серверами OS/2 LAN Manager). NT Advanced Server также могла входить в уже существующий домен, но не могла использоваться как самостоятельный сервер для рабочих групп.

TCP/IP [ править | править код ]

Windows NT 3.1 была первой операционной системой семейства Windows, включавшей поддержку TCP/IP в обычном комплекте поставки. В качестве стека TCP/IP использовался Sp >[7] .

Стек TCP/IP включал поддержку WinSock и STREAMS, но не мог использовался для построения сетей, включавших системы Microsoft LAN Manager или NT. Кроме того, не было поддержки DHCP, так что IP-адреса должны были настраиваться вручную. Поддержка NBT, DHCP и WINS была добавлена лишь в NT 3.5.

Data Link Control (DLC) — протокол обмена данных с сетевыми принтерами, например, использующими интерфейс HP JetDirect. Он также мог использовать Microsoft SNA Server для взаимодействия с мейнфреймами IBM.

Ответ

1991 год, windows 3.1 выпущена 18 марта 1992 года

  • Комментарии
  • Отметить нарушение

Ответ

Выпуск OC Windows 3.1 произошёл 18 марта 1992 года, следовательно, предшествовавший год — 1991.

Windows — одна из самых популярных операционных систем на сегодняшний день. Сейчас это привычная и удобная среда для работы для многих людей. Но с чего всё началось и как совершенствовалась самая известная в мире операционная система Microsoft Windows? Приглашаем вас в путешествие в прошлое!

Windows 1.0

Ноябрь 1985

На момент первого релиза Windows была далека от той полноценной операционной системы, которая нам сегодня хорошо знакома. Раньше это была просто «операционная среда» для MS-DOS. И её почти назвали Interface Manager.

Несмотря на простоту, первая версия Windows уже содержала множество инновационных инструментов: графический редактор Windows Paint, текстовый процессор Windows Write, и, разумеется, легендарную настольную игру Reversi.

Windows 2.X

Декабрь 1987

В следующем масштабном релизе Windows были представлены знаменитые Excel и Word — ещё два краеугольных камня в истории программного обеспечения. Но не менее важную роль в успехе Windows сыграло приложение Aldus PageMaker, которое раньше было доступно только пользователям Macintosh. Именно это приложение принесло Windows большую популярность в 1987 году.

Прим. перев. Следует отметить, что приложение Aldus PageMaker вышло ещё в версии 1.0, но именно в версии 2.0 оно обрело свою славу на платформе Microsoft Windows.

Однако на Windows теперь была брошена тень из-за роста напряжения: Apple, которая запатентовала множество элементов и идей пользовательского интерфейса, посчитала, что Microsoft использовала слишком много её оригинальных наработок в дизайне Windows.

Windows 3.X

Май 1990

Улучшение многозадачности, внедрение виртуальной памяти и обновление дизайна наконец позволили пользовательскому интерфейсу Windows конкурировать с интерфейсом Macintosh.

Вместе с Windows 3.1 также появилось понятие «Мультимедийного ПК»: привод CD-ROM и звуковые карты стали последним писком моды в 1990-х.

Достигнув 10 000 000 проданных копий, версия 3.0 стала не только основным источником дохода для Microsoft, но и огромным успехом в мире IТ.

Windows NT

Июль 1992

Microsoft объединила усилия с IBM для разработки преемника DOS. Однако сотрудничество длилось недолго, а то, что было названо OS/2, стало новой Windows NT. Windows 3.11 и NT разрабатывались параллельно (вместе), пока не были объединены в Windows XP.

Благодаря улучшенной сетевой поддержке в Windows NT и новой файловой системе NTFS, Microsoft догнала Novell и стала основным игроком на рынке серверов.

Windows 95

Август 1995

Microsoft воплотила в жизнь идеи, появившиеся с момента выпуска версии NT, под кодовым названием Chicago, представив их потребителю (например, 32-разрядная система и улучшенное управление памятью).

Однако необходимость обратной совместимости и тот факт, что не весь код изменили на 32-разрядный, в конечном итоге привел к сбоям: Windows 95 столкнулась с большими проблемами производительности и стабильности.

В более поздних версиях Windows 95 появился знаменитый браузер Internet Explorer и поддержка USB, которая нам сегодня знакома.

Windows 98

Июнь 1998

В Windows 98, разработанной под кодовым названием Memphis, Microsoft значительно улучшила поддержку USB. Ведь Windows 95 так и не обеспечила его стабильную реализацию.

Хотя FAT32 впервые представили в обновлении для Windows 95, она оставалась молодой файловой системой и стала ещё популярнее, чем раньше. Благодаря этому дисковые разделы величиной от двух гигабайт стали более распространенными.

1998 год также был годом юридической разборки «Соединенные Штаты против Microsoft»: вопрос касался легитимности поставки предустановленного браузера Internet Explorer в каждой копии Windows.

Windows 2000

Февраль 2000

В следующей версии Windows NT появилась новая служба — Active Directory.

Хотя эта версия была направлена на бизнес-рынок, Windows 2000 также поставлялась с улучшенным API DirectX. Это ознаменовало первый случай, когда многие современные игры запускались на компьютерах с NT.

В одном аспекте, однако, Windows 2000 была последней в своём роде: в её версиях-преемниках был введён новый (и противоречивый) механизм активации продукта.

Windows ME

Сентябрь 2000

Вскоре Microsoft опубликовала «Millenium Edition» — преемника Windows 98 и последнюю операционную систему на базе DOS от Microsoft.

В версии ME внимание было сосредоточено на мультимедиа: в ней Microsoft представила Windows Movie Maker и обновила стандартное мультимедийное приложение платформы — проигрыватель Windows Media Player до 7 версии.

Кроме того, появилась утилита System Restore — простой инструмент восстановления системы. Time Machine от Apple, конечно, не сравнить с новой утилитой Microsoft, но тем не менее, она не появлялась ещё несколько лет.

Windows XP

Август 2001

Windows XP ознаменовала особенное воссоединение: она наконец объединила в себе Windows 95/98/ME и NT/2000.

Сначала в новой XP было несколько болезненных недочётов, которые касались прежде всего безопасности. Именно они заставили Microsoft опубликовать целых три пакета обновлений в течение срока поддержки XP.

Однако это не помешало Windows XP стать флагманом среди операционных систем и оставаться им ещё 6 лет — дольше, чем любая другая версия Microsoft Windows.

Windows Vista

Январь 2007

Microsoft представила Windows Vista в совершенно новом дизайне благодаря Windows Aero — комплексу технических решений графического пользовательского интерфейса. В ней было множество небольших изменений: например, замена знакомой кнопки «Пуск» на иконку с логотипом Windows.

Кроме того, Vista показала переработанную и (по сравнению с Windows XP) более строгую систему разрешений под названием «Контроль учетных записей пользователей».

Что касается новых приложений, в Vista дебютировали Windows Calendar, Windows DVD Maker и несколько новых игр.

Прим. перев. Следует отметить, что Windows Vista была презентована ещё в ноябре 2006 года, но в виде корпоративной версии.

Windows 7

Октябрь 2009

Windows 7 — улучшенная платформа во многих областях: она загружалась быстрее, поддерживала multi-touch, в ней было улучшено управление окнами и многое другое.

В других областях система пошла на попятную: новый контроль учетных записей Vista стал менее навязчивым, и только что введенная боковая панель (вместе с несколькими приложениями) была полностью удалена.

Windows 8

Октябрь 2012

Windows 8 — самое обширное визуальное обновление в последних версиях. В Windows 8 представлен не только новый взгляд на ОС в общем, но и совершенно новый UI и UX. Она переняла популярный стиль Flat и ввела в тренд полноэкранный режим окна.

Кроме того, Windows 8 обеспечила поддержку USB 3.0 и запустила Windows Store.

Windows 10

Июль 2015

Microsoft решила назвать свое последнее обновление «Windows 10», пропустив версию 9. Одной из причин может быть масштаб и важность проекта: Windows 10 обеспечивает общую платформу для многих устройств, начиная со смартфонов и заканчивая персональными компьютерами.

Новинок было много: Edge — новый браузер по умолчанию, поддержка входа в систему с помощью отпечатков пальцев и распознавания лиц, а также умный личный помощник Cortana.

Windows 10 также сломала новые горизонты с точки зрения ценообразования: обновление с Windows 7 и 8 было бесплатным в течение первого года с момента релиза обновления.

У нас также есть статья об истории macOS — предлагаем прочитать и сравнить этапы развития двух конкурентов.

Оцените статью
Добавить комментарий