Конспект для урока в 1 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_5.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 5. «Душа музыки — мелодия»
Цель урока: понять, что мелодия — главная мысль музыкального произведения.
Музыкальный материал: «Сладкая грёза», П.Чайковский; «Марш деревянных солдатиков», П.Чайковский, «Вальс», П.Чайковский; Па-де-де» из балета «Щелкунчик», П.Чайковский; «Веселая песенка» Г.Струве, В.Викторова.
Проблема урока: зачем музыке нужна мелодия?
Дополнительный материал: разворот учебника-тетради «Душа музыки — мелодия».
1. Организационный момент.
- Ребята, Муза прислала нам письмо: «Помогите разобраться. Зачем музыке нужна мелодия? Муза». Придется ей помочь. Да и сами разберемся. (слайд 1)
- Давайте споем песню «Падают, падают листья». ( Авторы рекомендуют «Веселую песенку Струве, но мне, кажется, лучше петь знакомую песню, ту, что уже пели).
- Кто пел мелодию? ( Хор).
- А кто играл аккомпанемент? (Учитель).
2. Развитие темы урока.
- Вспомним ситуацию, которая часто случается с каждым из нас в жизни — какой-либо музыкальный мотив, напев никак не уходит из памяти, неотступно следует за нами. Мы начинаем напевать эту мелодию, «мурлычем» ее «про себя», потому что она запомнилась и полюбилась нам, не задумываясь над тем, что это за музыка, кто ее сочинил.
- Как вы думаете, как называется в музыке то, что мы напеваем? (Слова. Песня. Мелодия).
- Вы высказали разные мнения. Но правы оказались те, кто назвал слово «мелодия».
- Сейчас прозвучат несколько мелодий песен, а вы попытайтесь узнать их. (Звучат мелодии популярных песен, песен, которые выучили на уроках музыки, дети называют и поют их).
- Вы хорошо справились с этим заданием. А теперь послушайте две пьесы – марш и танец. Сможете ли вы определить, когда звучал марш, а когда танец?
Звучат мелодии «Марша деревянных солдатиков» и «Вальса» из «Детского альбома» П. Чайковского. Дети определяют, что первая — мелодия марша, а вторая — танца. Этот танец называется «вальс».
( слайд 4. Вся музыка вставлена на слайд, настроена анимация, если музыка не будет воспроизводиться, нужно настроить заново ссылки на музыку или заново вставить музыку).
- По каким признакам вы определили, где звучит мелодия марша, а где — танца? (Мелодия марша звучала четко, отрывисто. Звуки ее будто бы изображали шаги, поступь. Эту мелодию мог бы сыграть барабан).
- В марше пальчики-«солдатики» могут маршировать на столе или на коленях, дети могут исполнять на воображаемых барабанах ритмическую пульсацию пьесы. Под «Марш деревянных солдатиков» можно организовать увлекательную игру — игрушечный парад: девочки «исполняют» пульсацию марша движением согнутых в ладонях рук «игрушечных кукол», мальчики — играют на барабанах. Руководит парадом дирижер с «жезлом» (указкой) в руках. — Правильно!
- А как же вы узнали вальс? (Мелодия в нем плавная, красивая. Она словно закружилась в танце. Можно считать «про себя» — раз, два, три).(Под музыку вальса дети могут мягко ритмично покачиваться влево — вправо) .
- А сейчас вы услышите небольшую пьесу. Ее сочинил композитор, с которым мы уже знакомились на наших уроках. Его имя напомнит вам музыка.
Звучит мелодия «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского. (Это музыка Петра Ильича Чайковского).
- Правильно. Это замечательный русский композитор (показать портрет композитора). Он сочинил альбом пьес, который знают юные музыканты всего мира. Это «Детский альбом» (показать сборник пьес). «Детский альбом» — цикл из 24 фортепианных пьес — П.И. Чайковский написал в 1878 г. и посвятил его своему племяннику Володе Давыдову.
- А теперь сядьте поудобнее, как на концерте, и настройтесь на то, чтобы услышать пьесу из этого альбома. Внимательные слушатели смогут определить: это песня, танец, или марш.
Звучит «Сладкая греза» П. Чайковского в исполнении учителя. (Это песня. Но ее никто не поет. Это песня без слов).
- Вы правы. А почему большинство из вас решило, что это песня? Как звучала музыка? (Напевно, плавно. Неторопливо. Ласково. Задумчиво).
- Я сейчас сыграю вам главную мелодию пьесы, а вы мягким движением одной из рук передайте ее характер. (Учащиеся выполняют задание).
- Молодцы! Вы очень выразительно передали характер пьесы движениями рук. Какое же настроение возникло у вас после звучания этой музыки?
(Задумчивое. Спокойное. Мечтательное. Грустное. Светлое). . (Мелодическую линию песни «Сладкая греза» можно сыграть с детьми на воображаемой скрипке, певучими протяженными движениями «волшебного» смычка).
- Правильно. Композитор назвал эту пьесу «Сладкая грёза». Грёза — это мечта, воспоминание, раздумье о чем-то приятном, дорогом, добром.
- Ну, а теперь давайте посмотрим мультфильм, в котором звучит музыка из «Детского альбома» П. И. Чайковского, посмотрим и послушаем «Сладкую грёзу», а потом расскажем сказку, которую вы увидели в мультфильме.
Вывод: Итак, мы помогли Музе выяснить, зачем музыке нужна мелодия. Ведь мелодия — это главная мысль любого музыкального произведения, его лицо, суть. Мелодия — душа музыки. По мелодии мы узнаем и песни, и танцы, и марши.
Встречаясь дома с музыкой, запоминайте мелодии произведений и старайтесь напевать их.
Идёт приём заявок
Подать заявку
Для учеников 1-11 классов и дошкольников
II . Основная часть .
Средство музыкальной выразительности Мелодия – душа музыки.
Практическое занятие. Урок.
IV . Список использова н ной литературы.
Ознакомить с одним из важнейших средств музыкальной выразительности – Мелодия.
Применять эти знания на уроках музыки.
Научить находить и напевать в произведениях мелодию.
Развивать вокально – хоровые навыки, чувства ритма.
Развивать умения размышлять о музыке , сравнивать, обобщать.
Размышлять о музыкальных произведениях, как способе выражения чувств и мыслей человека.
Высказывать мнение о музыке.
Знакомить с произведениями композиторов.
Развитие музыкальных способностей (мелодия, гармония слуха, развитие чувства ритма)
Развитие творческого отношения к музыке.
Развитие музыкально – художественного вкуса.
Умение работать в коллективе.
Воспитание уважения друг к другу.
Воспитание любви и интереса к музыке.
Мелодия — это мысль, это движение,
это душа музыкального произведения.
Слово «музыка» в переводе с греческого означает «искусство муз». Музыка – это вид искусства. У каждого искусства имеется свой язык: живопись говорит с людьми при помощи красок, цветов и линий, литература – при помощи слова, а музыка – с помощью звуков.
В мир музыки человек погружается с детства. Музыка оказывает большое влияние на человека. Совсем еще маленький ребенок может вдруг заплакать под грустную мелодию и засмеяться под веселую, или весело запрыгать, хотя он еще не знает, что такое танец. Какие только чувства не выражает человек с помощью музыки!
Музыка тесно связана с разными видами искусства: литературой, изобразительным искусством (живописью, скульптурой). Взять хотя бы живопись. Нередко, рассматривая различные картины и всматриваясь в них, мы можем внутренним слухом услышать ту или иную музыку, звучащую в нашем воображении, где зрительный образ переходит в музыкальный. В литературе, в свою очередь, многие стихи писались для того, чтобы потом на них была положена музыка. Писателями и поэтами создано множество литературных произведений, в которых рассказывается о музыке. На этих простых примерах мы видим, что музыка оказывает огромное влияние на другие виды искусства.
Музыка – частица нашей жизни. Она прежде всего рассказывает о человеке, о людях в целом, выражает их чувства и мысли, рисует их характер – воплощает все то, что связано с человеком.
Жизнь рождает музыку, а музыка воздействует на жизнь.
Музыка может изменить отношение человека к жизни, укрепить его силу воли, воспитать в нем благородство, доброту; под влиянием музыки в человеке может возрасти или, наоборот, упасть трудовая энергия. Прекрасная музыка может украсить жизнь, сделать человека лучше, добрее, разделить с ним и горе, и радость.
II .Мелодия – душа музыки .
Нас окружает океан звуков. Скрипит сосна на ветру, качая своей зеленой макушкой. Скрипят качели в саду, когда ребятишки по очереди запрыгивают на дощечку. Вот залаяла собака, а вдали прошумела проезжающая машина. Вся эта какофония звуков не может претендовать на высокое звание "музыка". Музыка возникает из сочетания мелодичных звуков, определённой высоты и построенных в определенном порядке. Но и этого мало, на мой взгляд, чтобы возникла музыка. Робот может сочинить подобие мелодии, но она будет лишена, выразительности, то есть определенной мысли, которую передает композитор средствами звуков. Только одухотворенная человеческими эмоциями возникает мелодия.
Мелодия — это душа музыки. Как душа — это стержень человека, так мелодия — это стержень музыкального произведения. Без мелодии не было бы музыки. Люди любят музыку именно из-за мелодии. Представьте, если бы музыкой были бы только бестактные удары по какому-либо предмету, то ее бы никто не слушал. Поэтому мы смело можем утверждать, что мелодия — это главное составляющее музыки, ее душа.
«Мелодия всегда будет
самым чистым выражением
человеческой мысли»
Ш. Гуно
Богаты и разнообразны выразительные средства музыки. Если художник в рисунке и красках, скульптор в дереве или мраморе, а писатель и поэт в словах воссоздают картины окружающей жизни, то композиторы делают это с помощью музыкальных инструментов. В отличие от звуков немузыкальных (шум, скрежет, шорох). Музыкальные звуки имеют точную высоту и определенную длительность. Кроме того, они могут иметь различную окраску, звучать громко или тихо, исполняться быстро или медленно.
Метр ритм, лад и гармония, регистр и тембр, динамика и темп – это все выразительные средства музыкального искусства.
Главное из средств музыкальной выразительности — МЕЛОДИЯ .
Она является основой всякого произведения. П. И. Чайковский, этот великий создатель мелодий, говорил: «Мелодия – душа музыки». Ибо где, как не в ней – то светлой и радостной, то тревожной и сумрачной – слышатся нам человеческие надежды, печали, тревоги, раздумья…»
Слово «мелодия» произошло от двух слов — melos — песнь, и ode — пение. Мелодия – это одноголосно выраженная музыкальная мысль. В общем, мелодия — это то, что мы с вами можем пропеть. Даже если мы не запомнили всю ее целиком, мы напеваем отдельные ее мотивы, фразы. Ведь в музыкальной речи, так же как и в речи словесной, есть и предложения, и фразы. Несколько звуков образуют мотив — маленькую частицу мелодии. Несколько мотивов составляют фразу, а фразы образуют предложения.
Народное музыкальное творчество – неисчерпаемая сокровищница замечательных мелодий. Лучшие песни народов мира отличаются красотой и выразительностью.
Вот, например, русская народная песня «Ай, во поле липенька» .
Ее мелодия легка и изящна. Подвижный темп, плавное движение, светлая мажорная окраска помогают выразить радостное настроение, ощущение молодости и счастья.
Иной характер мелодии в песне «Ах ты, ноченька» . Печальное настроение девушки сравнивается здесь с осенней темной ноченькой. Неторопливо течет широкая мелодия в минорном ладу.
«Серенада» Ф. Шуберта – одна из самых проникновенных лирических мелодий, созданных для голоса. Как и любая другая серенада, она поется ночью в честь возлюбленной…
В мелодии «Серенады» мы угадываем все чувства, которыми живет сердце возлюбленного в этот ночной час; и нежную грусть, и томление, и надежду на скорую встречу. Наверное «серенада» Шуберта – о счастливой любви: наступит день, влюбленные встретятся, и все же ее мелодия открывает нам очень многое – то, чего нет в словах и о чем вообще рассказать очень трудно.
Молодость, возлюбленная, ночная песня, летящая к ней, — вот содержание произведения, в котором перечислено все, кроме самого главного. Главное же заключено в мелодии, рассказывающей нам о том, как много печали даже в самой счастливой любви и как может быть печален человек даже в своей радости.
Немало на свете и веселых мелодий, рожденных в минуты радости или дни праздников. Даже среди серенад – большей частью грустных и задумчивых – можно найти жизнерадостные и подвижные мелодии, полные очарования и оптимизма.
Кому не знакома прелестная и грациозная «Маленькая ночная серенада»
В. А. Моцарта , мелодия которой полна света и обаяния праздничной ночи!
В Вене XVIII века было принято устраивать небольшие ночные концерты под окнами того человека, которого хочешь отметить вниманием. Разумеется, смысл музыки, исполнявшейся в его честь, был вовсе не лирическим и не сокровенным, как в любовной серенаде, а скорее забавным и чуть озорным. Поэтому в таком ночном концерте учувствовало несколько человек – ведь радость объединяет людей! Для исполнения серенады Моцарта требовался струнный оркестр – собрание виртуозных и выразительных инструментов, так волшебно певших в тишине венской ночи.
Мелодия «Маленькой ночной серенады» пленяет тонкостью и изяществом; слушая ее, мы не думаем о том, что это всего лишь бытовая музыка, написанная по заказу для ночного концерта.
Напротив, в ее звуках живет для нас облик старой Вены, необычайно музыкального города, где днем и ночью можно было услышать то чудесное пение, то игру на скрипке, причем даже самая легкая музыка была необыкновенно прекрасной – ведь ее писал Моцарт!
Очарованный светлыми моцартовскими мелодиями, русский певец
Ф. Шаляпин так выразил свое отношение к великому венскому классику: «Идешь в дом, простой, без лишних украшений, уютный, большие окна, море света, кругом зелень, все приветливо, и тебя встречает радушный хозяин, усаживает тебя, и так хорошо себя чувствуешь, что не хочешь уходить. Это Моцарт».
В этих искренних словах отражена лишь одна сторона музыки Моцарта – та, что связана с самыми светлыми образами и настроениями. Но, пожалуй, во всей многовековой истории музыки не найдешь композитора, чьи мелодии были бы только радостными и гармоничными.
И это закономерно: ведь жизнь никогда не бывает только светлой, только ясной, в ней неизбежны утраты и разочарования, ошибки и заблуждения.
Именно в искусстве наиболее ярко проявляют себя те чувства и раздумья, которыми живет человек.
И поэтому не стоит удивляться, когда тот же самый Моцарт, написавший «Маленькую ночную серенаду», тот Моцарт, которого композитор А. Рубинштейн называл Гелиосом – богом солнца музыки, о котором восклицал: «Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт!» — создает одно из самых скорбных во всем мировом искусстве сочинений – свой Реквием.
Умирающий композитор, последние месяцы своей жизни посвятивший этому произведению, так написал о нем в одном из своих писем:
«Передо мной моя погребальная песнь. Не могу оставить ее незавершенной».
Реквием был заказан Моцарту неким незнакомцем, одетым во все черное, который однажды постучался в дом композитора и передал этот заказ как поручение очень важного лица. Моцарт с увлечением принялся за работу, в то время как болезнь уже подтачивала его силы.
Душевное состояние Моцарта в период над Реквиемом с огромной драматической силой передал А. С. Пушкин в маленькой трагедии «Моцарт и Сальери».
Мне день и ночь покоя не дает мой черный человек.
За мною всюду как тень он гонится.
Вот и теперь мне кажется, он с нами сам – третий сидит.
Моцарт не успел завершить свой Реквием. Незаконченные разделы после смерти композитора были дописаны его учеником Ф. Зюсмайром, который был досконально посвящен Моцартом в замысел всего сочинения.
Моцарт остановился вначале «Lacrimosa», дальше он не мог уже продолжать.
В этой части, входящей в кульминационную зону сочинения, после гнева, ужаса, мрака предшествующих частей наступает состояние возвышенной лирической скорби.
Мелодия «Lacrimosa» («Слезный день») основана на интонации вздоха и плача, одновременно являя образец глубокой искренности и благородной сдержанности чувства.
Рождественская музыкальная сказка Чайковского полна прекрасных ярких мелодий: то напряженно-драматических, то тихих и нежных, то песенных, то танцевальных. Можно даже сказать, что музыка в этом балете достигла своей предельной выразительности – так убедительно и достоверное повествует она о событиях возвышенной и трогательной сказки Гофмана.
Несмотря на обращение к сказочному сюжету из немецкой литературы, музыка «Щелкунчика» глубоко русская, как и вообще музыка Чайковского.
И новогодние танцы, и волшебные картины зимней природы – все это в балете проникнуто интонациями, близкими и понятными каждому человеку, выросшему в России, в атмосфере ее культуры, музыки и обычаев.
Не случайно сам П. Чайковский признавался: «Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь… Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи».
Слушая мелодию Па-де-де из балета «Щелкунчик», удивляешься, как много в музыке от живой выразительности человеческой речи! Наверное, в этом ее свойстве снова и снова обнаруживает себя происхождение мелодии от интонации человеческого голоса. Ей доступны малейшие оттенки – и вопрос, и восклицание, и даже многоточие…
Вслушайтесь в интонационное развитие музыки этого фрагмента – и вы убедитесь, что в нем присутствует все многообразие эмоционального высказывания.
Но есть в ней и то, о чем великий романтик Г. Гейне сказал: «Где кончаются слова, там начинается музыка». Может быть, правота этих слов особенно очевидна, если речь идет о мелодии: ведь именно мелодия ближе всего к интонации живой речи. И все же – разве можно содержание мелодии передать словами? Вспомните, как трогательна, как необыкновенно выразительна «Мелодия» («Жалоба Эвридики») из оперы К. Глюка «Орфей и «Эвридика» и как о многом может сказать она, не прибегая к словам.
В данном фрагменте композитор обратился к чистой мелодии – и эта мелодия сама по себе сумела завоевать весь мир!
Не следует ли из сказанного, что мелодия – это язык, который близок и понятен всем – людям, жившим в различные времена, говорящим на разных языках, детям и взрослым?
Ведь для любого человека одинаково выражается радость, и печаль человеческая везде одинакова, и ласковые интонации никогда не спутаешь с грубыми и повелительными, на каком бы языке они не звучали. И если мы носим в себе дорогие нам образы и надежды, то в минуты, когда звучит волнующая нас мелодия, они становятся более яркими, живыми, осязаемыми.
Не означает ли это, что мелодия угадывает нас самих – наши затаенные чувства, наши невысказанные мысли? Ведь не случайно говорят: «струны души», когда хотят обозначить то, что дает нам возможность воспринимать и любить безграничную прелесть окружающего мира.
Разучивание «Прекрасное далеко», слушание произведения, разбор произведения, анализ прослушанной песни, работа ней.
Если человек не человеколюбив, что он поймет в музыке?
Единственно возможный комментарий к музыкальному сочинению – другое музыкальное сочинение.
Жизнь можно расписать нотами на листе бумаги.
Мелодия – единственная форма музыки; без мелодии музыка немыслима, а музыка и мелодия неразрывны.
Мелодия – это мысль, это движение, это душа музыкального произведения.
Опубликован: | 28 Апреля 2013 18:29 |
Просмотры: | 739 статистика |
Комментарии: | 0 |
Популярность: | 2 |
Автор: |
В отличие от некоторых людей – музыка всегда находится рядом с нами. |
Комментарии |
Имя |
Войти через
Вход