Содержание
Задачи на составление блок-схем алгоритмов
Примеры определения результата выполнения алгоритма по заданной блок-схеме.
Пример 1. Дана блок-схема алгоритма
Определить результат выполнения алгоритма при определённых значениях исходных данных
Например, при x=16 и y=2
Дана блок-схема алгоритма
Определить результат выполнения алгоритма при определённых значениях исходных данных
Например, при x= — 6 или x=0 или x=7
Проверка условия x>0 «Нет» y= -2*(-6)=12
Проверка условия x>0 «Нет» y=-2*0=0 Вывод: y=0
Проверка условия x>0 «Да» y=2*7=14 Вывод: y=14
Дана блок-схема алгоритма
Определить результат выполнения алгоритма при определённых значениях исходных данных
Например, при n=15 или n=0 или n=-7
Проверка условия n>0 «Да»
Проверка условия n>0 «Нет» Проверка условия n 0 «Нет» Проверка условия n C «Нет» B=9+8=17; F=7+17=24 Вывод F=24
2) Ввод: A=6; B=6; C=-10
Проверка условия A=B «Да» С=6+6=12; F=6+12=18 Вывод F=18
3) Ввод: A=6; B=10; C=-10
Проверка условия A=B «Нет» Ю Проверка условия B>C «Да» Ю A=6+10=16; F=16+(-10)=6 Вывод F=6
Дана блок-схема алгоритма
Определить результат выполнения алгоритма при определённых значениях исходных данных
- Попроси больше объяснений
- Следить
- Отметить нарушение
89204528629 20.05.2018
Ответ
0.
A = 4; B = 8; C = 7; D = 15.
1.
D = C = 7.
C = B = 8.
B = A = 4.
На этом уроке мы на практике разберём: как составлять алгоритмы различных типов, а также как «читать» алгоритм по готовой блок-схеме.
Конспект
Составление линейных алгоритмов
На предыдущих уроках мы узнали, что такое алгоритм, какие бывают виды алгоритмов, и кто их исполняет.
Сегодня мы попрактикуемся в составлении алгоритмов. Это очень важные навыки. Мы уже неоднократно отмечали, что составить алгоритм, то есть объяснить другому, как выполнять те или иные задачи так, чтобы это было понятно каждому, — очень тяжело. Наша задача – научиться составлять алгоритмы для различных примеров, чтобы впоследствии, когда вы столкнётесь с необходимостью составлять алгоритмы для написания различных программ, это не составляло для вас особого труда.
Начнём мы с самых простых алгоритмов – линейных. Их составление, обычно, не вызывает особого труда. Однако, навыки составления таких алгоритмов чрезвычайно важны.
Пример 1. Составить алгоритм запуска программы Paint в ОС Windows 7.
Вспомним из курса информатики 5 класса порядок действий для запуска программы Paint.
- Войти в меню «Пуск».
- Войти в пункт «Все программы».
- Войти в пункт «Стандартные».
- Выбрать программу «Paint».
Данный алгоритм в виде блок-схемы имеет следующий вид:
Рис. 1. Блок-схема к примеру 1.
Составление алгоритмов с ветвлениями
Рассмотрим пример на составление алгоритмов с ветвлениями.
Пример 2. Составьте алгоритм для перехода дороги на светофоре.
Возможны следующие ситуации: в тот момент, когда мы подошли к дороге горел красный или зелёный свет. Если горел зелёный свет, то можно переходить дорогу. Если же горел красный свет, то необходимо дождаться зелёного – и уже тогда переходить дорогу.
Таким образом, алгоритм имеет следующий вид:
- Подойти к светофору.
- Посмотреть на его свет.
- Если горит зелёный, то перейти дорогу.
- Если горит красный, то подождать, пока загорится зелёный, и уже тогда перейти дорогу.
Блок-схема данного алгоритма имеет вид:
Рис. 3. Блок-схема к примеру 2.
Составление циклических алгоритмов
Рассмотрим пример на составление циклического алгоритма. Мы уже несколько раз обсуждали перевод чисел из десятичной системы в двоичную. Теперь пришло время чётко сформулировать этот алгоритм.
Напомним, что его принцип состоит в делении числа на 2 и записей остатков, получающихся при делении.
Пример 3. Составить алгоритм перевода чисел из десятичной системы в двоичную.
То есть, алгоритм будет выглядеть так:
- Если число равно 0 или 1, то это и будет его двоичное представление.
- Если число больше 1, то мы делим его на 2.
- Полученный остаток от деления записываем в последний разряд двоичного представления числа.
- Если полученное частное равно 1, то его дописываем в первый разряд двоичного представления числа и прекращаем вычисления.
- Если же полученное частное больше 1, то мы заменяем исходное число на него и возвращаемся в пункт 2).
Блок-схема этого алгоритма выглядит следующим образом:
Рис. 4. Блок-схема к примеру 3.
Примечание: подумайте, можно ли как-то упростить приведенную блок-схему.
«Чтение» алгоритмов
Пример 4. По заданной блок-схеме выполнить действия алгоритма для числа 23.
Рис. 5. Блок-схема к примеру 4.
- a=23
- 23+5=28
- 28 35
Как убить Кощея?
Наверное, все помнят из детства сказку, в которой рассказывается о местонахождении смерти Кощея Бессмертного: «Смерть моя – на конце иглы, которая в яйце, яйцо – в утке, утка – в зайце, заяц в сундуке сидит, сундук на крепкий замок закрыт и закопан под самым большим дубом на острове Буяне, посреди моря-океяна …»
Рис. 6. Кощей Бессмертный и Василиса Премудрая (Источник).
Предположим, вместо Ивана-царевича бороться с Кощеем был брошен Иван-дурак. Давайте поможем Василисе Премудрой составить такой алгоритм, чтобы даже Иван-дурак смог убить Кощея.
- Конечно же, сначала необходимо разыскать остров Буян (на такие вещи, будем считать, Иван-дурак способен).
- Поскольку сундук закопан под самым большим дубом, то сначала необходимо найти самый большой дуб на острове.
- Затем нужно выкопать сам сундук.
- Прежде чем доставать зайца, необходимо сломать крепкий замок.
- Теперь уже можно достать зайца.
- Из зайца нужно достать утку.
- Из утки достать яйцо.
- Разбить яйцо и достать иголку.
- Иголку поломать.
Это тоже линейный алгоритм, хотя и более длинный, чем алгоритм запуска программы Paint.
Его блок-схема выглядит так:
Рис. 7. Блок-схема.
На распутье…
И снова обратимся к сказочным персонажам в поисках примеров различных алгоритмов. Когда речь идёт об алгоритмах с ветвлениями, то, конечно, нельзя не вспомнить о богатыре, стоящем на распутье возле камня.
Рис. 8. Богатырь на распутье (Источник).
На камне написано:
«Направо пойдёшь – коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь – себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь – и себя и коня потеряешь».
Попробуем составить алгоритм действий, который составил автор надписи на камне для путников?
- Если мы пойдём направо, то потеряем коня. Если же мы не пойдём направо, то у нас остаётся два варианта (мы считаем, что назад возвращаться путник не будет): пойти прямо и налево.
- В случае, если мы пойдём налево, то потеряем себя, а коня спасём.
- Если же мы пойдём прямо, то потеряем и себя, и коня.
Блок-схема этого алгоритма выглядит так:
Рис. 9. Блок-схема.
Репка
Русские народные сказки не оставили нас и без циклического алгоритма. И, как ни странно, спрятался он в одной из самых незамысловатых сказок – «Репке».
Вспомним сюжет сказки: дед тянет-потянет – вытянуть не может. Затем на помощь к деду по очереди подходят новые персонажи – и так до тех пор, пока не приходит мышка.
Попытаемся составить алгоритм действий всех персонажей сказки для того, чтобы они всё-таки смогли вытянуть Репку.
- Изначально к Репке подошёл дед и попытался вытянуть.
- Поскольку вытянуть Репку не получилось, то понадобилась помощь следующего персонажа.
- И так происходит до тех пор, пока не появилась мышка (или, другими словами, до тех пор, пока Репку не вытащили).
В виде блок-схемы этот алгоритм выглядит следующим образом:
Рис. 11. Блок-схема.
Список рекомендованной литературы
- Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
- Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
- Интернет портал «Сообщество взаимопомощи учителей» (Источник).
- Интернет портал «Nsportal.ru» (Источник).
- Интернет портал «Фестиваль педагогических идей» (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
- §3.3, 3.4 (Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 6 класса);
- Постарайся самостоятельно составить линейный алгоритм из 5-6 фигур;
- Составь блок-схему циклического алгоритма выполнения домашнего задания;
Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.
">