Будущие перспективы ошибка в выражении

Работа над правильностью речи.

Прокомментируйте ошибки в выражениях: криминальное преступление, свободная вакансия, прейскурант цен, памятный сувенир, будущие перспективы, смелый риск, первая премьера, моя автобиография, первое боевое крещение, хронометраж времени.

Устраните многословие в выражениях: каждая минута времени, отступать назад, в декабре месяце, впервые познакомиться, завещать в наследство, в летний период времени, ошибочное заблуждение.

Объясните значения слов-паронимов и придумайте обороты со словами: сравнять и сравнить; надевать и одевать; эффектный и эффективный; экономный и экономичный; невежа и невежда; ванна и ванная; одинарный и ординарный; апробировать и опробовать; представить и предоставить; акционерный и акционерский; планировка и планирование; абонент и абонемент; хозяйничать и хозяйствовать; адресат и адресант; парламентер и парламентарий.

Объясните значение слов: импортировать, приоритет, гармонировать, конфиденциально, пролонгация, легитимность, адекватный, консенсус, менталитет, реноме, дивиденд, плебисцит.

Задание 7

Проработайте возможные орфоэпические ошибки в словах:

каталог, квартал, красивее, аристократия;

товарищеская ответственность, задолго, партнер;

осведомиться, эксперт, феномен, созыв сессии;

упрочение, обеспечение, хозяева, украинец;

оптовые цены, валовой доход, перспектива;

безудержный, начать, бряцать, газопровод, нефтепровод;

хозяева, мельком, тяжба, тесно;

звонит, загнутый, намерение, ходатай;

ходатайствовать, осведомиться, кладовая;

языковая колбаса, языковая ошибка, воры, в спину, вы правы;

одновременный, углубить, опошлить, нормировать;

ножницы, прочитанный, светло, некоторые;

намереваться, принять, в голову;

формировать, хаос, прибывший, давнишний;

истекший, бытие, дебаты, фарватер;

тест, темп, диспансер, демагогия;

тенденция, претензия, претендент, декольте;

компетентный (или [пент]), констатировать (или [стант]), эскорт (или экскорт), юрисконсульт (или юристконсульт), беспрецедентный (или [ценд]).

Задание 8

Проспрягайте глаголы понять, начать, принять в прошедшем временем, а глагол хотеть – в настоящем времени.

Как правильно: так много или столько много, очки надеть или одеть, осмеять или обсмеять?

Исправьте выражения: говорить про жизнь, ходить по дорогам, мы с Толем.

Просклоняйте существительные: выборы, средства.

Просклоняйте словосочетания: 127 человек, 8 марта, сколько рублей.

Исправить выражения: более красивее, более легче, более лучше, более дешевле.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10418 — | 7905 — или читать все.

78.85.5.224 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

К главе 4
"Культура речи делового человека"

Студенты получают задания на карточках. После выполнения задание обсуждается всей группой1.

Задание I. Проработайте возможные орфоэпические ошибки в словах.
1. Каталог, квартал, красивее, аристократия.
2. Товарищеская ответственность, задолго, партнер.
3. Осведомиться, эксперт, феномен, созыв сессии.
4. Упрочение, обеспечение, хозяева, украинец.
5. Оптовые цены, валовой доход, перспектива (или переспектива).
6. Безудержный, начать, бряцать, газопровод, нефтепровод.
7. Хозяева, мельком, тяжба, тесно.
8. Истекший, бытие, дебаты, фарватер.
9. Тенденция, тест, темп, диспансер.
10. Звонит, загнутый, намерение, ходатай.
11. Ходатайствовать, осведомиться, кладовая.
12. Тенденция, претензия, претендент.
13. Компетентный (или [пент]), констатировать (или [стант]), эскорт (или экскорт), юрисконсульт (или юристконсульт), беспрецедентный (или [ценд]).
14. Языковая колбаса, языковая ошибка, воры, в спину, вы правы.
15. Одновременный, углубить, опошлить, нормировать.
16. Ножницы, прочитанный, светло, некоторые. (Переведите эти слова на белорусский язык.)
17. Намереваться, принять, в голову.
18. Формировать, хаос, прибывший, давнишний.

1 Использованы некоторые задания профессора А.Е.Михневича

Задание II. Работа над правильностью речи.
1. Объясните значения слов-паронимов и придумайте обороты со словами:
Сравнять и сравнить; надевать и одевать.
Эффектный и эффективный; экономный и-экономичный.
Невежа и невежда.
Одинарный и ординарный; апробировать и опробовать.
Представить и предоставить; акционерный и акционерский.
Ванна и ванная.
Планировка и планирование; абонент и абонемент.
Хозяйничать и хозяйствовать; адресат и адресант.
Парламентер и парламентарий.
2. Проспрягать глагол понять в прошедшем времени.
3. Проспрягать глагол начать в прошедшем времени.
4. Проспрягать глагол принять в прошедшем времени.
5. Проспрягать глагол хотеть в настоящем времени.
6. Как правильно: так много или столько много, очки надеть или одеть, осмеять или обсмеять?
7. Прокомментируйте ошибки в выражениях: криминальное преступление; свободная вакансия; прейскурант цен; памятный сувенир; будущие перспективы; смелый риск; первая премьера; моя автобиография; первое боевое крещение; хронометраж времени.
8. Устранить многословие в выражениях: каждая минута времени; отступать назад; в декабре месяце;
впервые познакомиться; завещать в наследство; в летний период времени; в конечном итоге; ошибочное заблуждение.
9. Перевести на русский язык: любоу да радзiмы; загадчык клуба; дзякую вам.
10. Перевести на русский язык: смяяцца з яго; прыйсцi па справах; лепшы за ycix.
11. Исправить выражения: говорить про жизнь; ходить по дорогах; мы с Толем.
12. Перевести эти выражения на белорусский язык.
12. Перевести на русский язык: залаты медаль; вялдга сабака; смачны яблык.
13. Просклоняйте существительные: выборы, средства.
14. Просклоняйте словосочетания: 127 человек, 8 марта.
15. Просклоняйте сочетания: сколько рублей; сколько детей.
16. Объясните значение слов: импортировать, приоритет, гармонировать, конфиденциально, пролонгация, легитимность, адекватный, консенсус, менталитет, реноме, дивиденд, плебисцит.
17. Исправьте выражения: более красивее; более легче; более лучше.

Задание III. Отредактируйте фразы; объясните ошибку в построении предложения.
1. Встреча прошла с большим интересом.
2. Я заметил характерную ему ошибку.
3. Хотелось бы, чтобы вы поскорее оказали внимание нашей организации.
4. Он попытался предостеречь неверный шаг директора.
5. На встрече присутствовал и представитель с завода.
6. Обработав эти данные, выяснилась полная картина состояния дел.
7. Мое мнение к нему как к человеку неплохое.
8. Прочитав рекомендованную преподавателем литературу, студентам стали ясны многие сложные вопросы.
9. На повестке дня стоял вопрос о ресурсах.
10. Поднимаясь по лестнице, в глаза мне бросилось странное объявление.
11. Мне надоело тратить нервы на этот вопрос.
12. Я понял, какой намек мне дали.
13. У нас самая дешевая стоимость товаров.
14. Я не хочу нагнетать обстановку.
15. Многие поддались на уловку квартир, работы, дач.
16. Приведенные сведения в последнем статотчете говорят о том, что проблема еще не решена.
17. Николай ждал меня на коридоре.
18. Я не раз отмечал о том, что необходимо соблюдать инструкцию.
19. Все это сказывается на работу.
20. Разрешите поднять этот тост за наши успехи.

Задание IV. Работа над точностью и выразительностью речи.
1. Придумать фразы со словами: терпение, терпеливость, терпимость, толерантность.
2. Найти синонимы слова сказал.
3. Найти синонимы слова шел.
4. Придумать фразы со словами: питаться, есть, кушать, лопать.
5. Объяснить смысл крылатых выражений: яблоко раздора, сизифов труд, гордиев узел, авгиевы конюшни.
6. Объяснить смысл фразеологизмов: играть первую скрипку, вариться в собственном соку, снять стружку, через пень-колоду, зубы заговаривать, водить за нос, поставить на карту.
7. Исправить предложения и объяснить ошибки:
Все требовали приподнять занавес.
Все равно велосипеда он не откроет.
Он полслова на лету схватывает.
Обещал снять с него семь шкур.
Все это вошло нам в пот и кровь.
Это все еще держится в облаках.
Другой конец палки состоит в том.
8. Отредактируйте:
Помню, какие свинарники мы возводили!
Перед ним была альтернатива: остаться в деревне или вернуться в город.
Я не могу съесть эту кашу в полном объеме.
А вечером, когда все небо будет усеяно звездами, мы снова попремся на море.
9. Продолжите фразы: Стало ясно, что трудности с каждым днем будут. Мы надеемся, что к концу года уровень производства начнет. Моя тревога. с каждым днем. Площадь засоленных почв. с каждым годом (возрастать, увеличиваться, повышаться, усиливаться).
10. Найти канцеляризмы в отрывке из пародии на литературоведческую статью: ". не менее важна и реакция старухи на сообщение ей старика о неиспользовании им откупа рыбки, употребление старухой ряда вульгаризмов, направленных в адрес старика и понудивших его к повторной встрече с рыбкой, посвященной вопросу о старом корыте" (из книги К. Чуковского "Живой, как жизнь").
11. Выразить мысль без канцеляризмов: "Следует приложить все усилия для устранения негативных последствий этого явления".
12. "Перевести" наукообразную фразу: "Для создания положительного настроения можно рекомендовать такое известное средство, как улыбка".
13. Отметить канцеляризмы, выразить мысли разговорным стилем:
В отношении применения этого метода еще стоит большой вопрос. Кислотные дожди оказывают чрезвычайно большой вред зеленым насаждениям. Для ускорения принятия решения предлагаю сделать перерыв. Необходимо принять срочные меры для обеспечения экономии электроэнергии.
14. Уместно ли использование фразеологизма в данном предложении: "То, что мы задумали, я уверен, наведет шорох на наших конкурентов?" Как лучше выразить эту мысль?
15. Что хотел сказать оратор: "Инвалиды и пенсионеры существуют у нас в жестком виде?"
16. Как лучше выразить эту мысль: "Приступать к созданию ребенка можно только в хорошем настроении, осознавая всю полноту ответственности за это дело" (из книги о самовоспитании)?

Ответы

Задание I
Воспользуйтесь "Орфоэпическим словарем русского языка".

Задание II
2. (я, ты, он) понял (мы, вы, они) поняли
(она) поняла
(оно) поняло
3. (я, ты, он) начал (мы, вы, они) начали
(она) начала
(оно) начало
4. (я, ты, он) принял (мы, вы, они) приняли
(она) приняла
(оно) приняло
5. (я) хочу (мы) хотим
(ты) хочешь (вы) хотите
(он,она,оно)хочет (они)хотят
6. Так много, надеть очки, осмеять.
7. Эти выражения содержат лишние слова: криминал означает преступление, вакансия — свободное место, прейскурант — сборник цен, сувенир — то, что дарят на память, перспективы — то, что в будущем, и т.п.
8. Каждая минута; отступают только назад; в декабре; ознакомиться можно только впервые; завещать; летом; в итоге; заблуждение.
9. Любовь к родине, заведующий клубом, благодарю вас.
10. Смеяться над ним, прийти по делу, лучше всех.
11. Говорить о жизни — гаварыць пра жыццё, ходить по дорогам — хадзiць па дарогах, мы с Толей — мы з Толям.
12. Золотая медаль, большая собака, вкусное яблоко.
13.

Выборы
выборов
выборам
выборы
выборами
о выборах
Средства
средств
средствам
средства
средствами
по средствам

14.
Сто двадцать семь человек
ста двадцати семи человек
ста двадцати семи человекам
сто двадцать семь человек
ста двадцатью семью человеками
о ста двадцати семи человеках

Восьмое марта
восьмого марта
восьмому марта
восьмое марта
восьмым марта
о восьмом марта

Сколько рублей
скольких рублей
скольким рублям
сколько рублей
сколькими рублями
о скольких рублях
Сколько детей
скольких детей
скольким детям
сколько детей
сколькими детьми
о скольких детях

16. Воспользуйтесь "Словарем иностранных слов"
17. Красивее, легче, лучше.

Задание III
1. Встреча вызвала большой интерес.
2. Я заметил характерную для него ошибку.
3. Хотелось бы, чтобы вы поскорее уделили внимание нашей организации.
4. Он попытался предостеречь директора от неверного шага.
5. На встрече присутствовал и представитель завода.
6. Обработав эти данные, мы выяснили полную картину состояния дел.
7. Мое мнение о нем как о человеке неплохое.
8. Прочитав рекомендованную преподавателем литературу, студенты поняли многие сложные вопросы. Или: Когда студенты прочли рекомендованную преподавателем литературу, им стали ясны многие сложные вопросы.
9. В повестку дня был включен вопрос о ресурсах.
10. Когда я поднимался по лестнице, в глаза мне бросилось странное объявление.
11. Мне надоело тратить здоровье на этот вопрос.
12. Я понял, какой намек мне сделали.
13. У нас самая низкая стоимость товаров.
14. Я не хочу нагнетать атмосферу. Или: Я не хочу усугублять обстановку.
15. Для многих стали приманкой квартиры, престижная работа, дачи.
16. Сведения, приведенные в последнем статотчете, говорят о том, что проблема еще не решена.
17. Николай ждал меня в коридоре.
18. Я не раз отмечал, что необходимо соблюдать инструкцию.
19. Все это сказывается на работе.
20. Разрешите поднять бокал за наши успехи. Разрешите произнести тост в честь наших успехов.

Задание IV
1-6. Воспользуйтесь "Словарем синонимов русского языка", "Учебным словарем наиболее употребительных фразеологизмов современного русского языка" А.Ф. Калашниковой.
7. Все требовали приподнять завесу.
Все равно велосипед он не изобретет.
Он схватывает все с полуслова.
Обещал спустить с него шкуру (или снять стружку).
Все это вошло в кровь и плоть.
Пока это все неясно и неопределенно; есть выражение "витать в облаках" (мечтать).
Но палка о двух концах.
8. Помню, какие свинарники мы строили!
Он стоял перед выбором: остаться в деревне или вернуться в город.
Я не могу съесть всю эту кашу.
А вечером, когда все небо будет усеяно звездами, мы снова потянемся к морю.
9. Стало ясно, что трудности с каждым годом будут возрастать.
Мы надеемся, что к концу года уровень производства начнет повышаться.
Моя тревога усиливается с каждым днем.
Площадь засоленных почв увеличивается с каждым годом.
11. Постараемся всеми силами исправить положение.
12. Чтобы настроение улучшилось, улыбнитесь.
13. Нам надо подумать, стоит ли применять этот метод.
Кислотные дожди губят растения,
Чтобы мы смогли поскорее принять решение, предлагаю сделать перерыв.
Подумаем, как нам экономить электроэнергию.
14. Ox, как забеспокоятся наши конкуренты, узнав, что мы задумали!
15. Инвалидам и пенсионерам у нас нелегко жить.
16. Зачинать ребенка нужно в хорошем настроении, понимая ответственность этого шага.

Как сможете объяснить безграмотность следующих выражений:

Пирог с консервой.

Все приведённые словосочетания — типичные примеры так называемых лексических ошибок, т. е. нарушения правил лексики. Основная причина таких ошибок — употребление слов в несвойственных им значениях и искажение правил их согласования.

Видов лексических ошибок много. Самым распространенным является тавтология — неоправданное использование вместе однокоренных или близких по значению слов (то самое пресловутое «масло масляное» или «сувенир на память»). Получается совершенно ненужное многословие.

В приведенном перечне ошибок такого рода больше всего:

«Молодая девушка»: понятие «девушка» используется для обозначения «лица женского пола молодого возраста». Девушка может быть совсем юной или постарше — уточнять это имеет смысл, если есть необходимость сравнения. Во всех прочих случаях, говоря о ком-то «девушка», имеют в виду молодую женщину (как правило, незамужнюю), поэтому уточнять, что она «молодая» — совершенно необязательно. Старых девушек — и это верно и правильно — не бывает.

Полагаю, что ошибка возникла и держится из-за того, что в нашей современной разговорной речи «девушками» почему-то принято называть всех женщин — любого возраста и семейного положения, за исключением совсем уж стареньких бабушек. Что, собственно, противоречит языковой норме — значению слова.

Если речь идёт о молодой женщине, правильно будет просто «девушка».

«Коренные аборигены»: слово «коренной» означает «исконный, принадлежащий этой территории», а слово «абориген» — «исконный житель страны (местности)», в буквальном смысле «(живущий) с начала». Опять мы сталкиваемся с ненужным повтором.

Тут, надо полагать, не совсем понятен смысл заимствованного слова иностранного происхождения. Правильно будет просто «аборигены» или «коренные жители».

«Будущая перспектива»: снова заметно, что смысл использованного слова иностранного происхождения — непонятен до конца. «Перспектива» — это и есть возможный вариант будущего: так что уточнять, что она «будущая», не имеет смысла. Прошлых перспектив не бывает в принципе (хотя и бывают несбывшиеся).

Так что правильно будет просто «перспектива».

«Объединились воедино»: слово «объединились» означает «сплотились, стали одним целым» и слово «воедино» значит «вместе, в одно целое». Они явно однокоренные и означают одно и то же. Невозможно объединится как-то иначе, как и «разделиться воедино» — нельзя.

Правильно использовать либо просто слово «объединились», либо сочетание «воедино» с каким-то иным глаголом — скажем, «сошлись воедино».

Вторая распространенная лексическая ошибка — использование в одном словосочетании слов различной стилистической (например, одновременно делового и разговорного стиля) или выраженной эмоциональной окраски. В нашем перечне это:

«Плеяда жуликов»: с одной стороны слово «плеяда» действительно означает «группа лиц, связанных общностью целей (взглядов)». Но у него — ярко выраженная положительная окраска, возвышенно-книжная. А вот у слова «жулик» окраска явно негативная. Так что сочетать их в одном выражении — смешно и нелепо.

Правильно будет «плеяда поэтов (художников)», а жуликов лучше назвать «группой» (это слово нейтрально).

«Пирог с консервой»: слово «консервы» обозначает группу продуктов, приготовленных и сохраненных путём консервации. Оно используется исключительно во множественном числе. Слово «консерва» (в единственном) — просторечное и к языковой норме никак не относится.

Соответственно, пирог может быть только «с консервами».

И наконец изюминка — «острый хондроз». Право, я не решусь эту ошибку классифицировать, но выражение мягко говоря неверно. Порождено оно, вероятно, народным толкованием (переосмыслением) не совсем понятного медицинского термина.

Понятие «острый» в медицине означает «внезапный, бурный, резкий, неожиданный, быстрый» и, как правило, кратковременный. Например, «острая боль» — это краткая по времени боль, которая начинается неожиданно (имеет характер приступа), «острое течение болезни» предполагает, что болезнь начинается практически внезапно, без «предупреждающих» симптомов и развивается быстро и так далее. «Острое» противопоставляется «хроническому» (более продолжительному по времени и не поддающемуся окончательному излечению).

«Хондрозы» — это общее название группы заболеваний, при которых происходит перерождение хрящей. Медики называют такие изменения дегенеративно-дистрофическими, так как при них происходит нарушение нормального обмена веществ в тканях (дистрофия) и их разрушение (дегенерация). Непрятное заболевание позвоночника, но не об этом речь.

Дело в том, что по самой своей сути хондроз — это очень длительный процесс. Длительный — значит, по природе хронический. Так что «острых хондрозов» не бывает. Можно, конечно, сказать, что «острый» хондроз — это первый приступ заболевания (оно на первых порах протекает бессимптомно, так что заявить о себе может весьма нешуточной болью) или его обострение, но это уж очень притянуто за уши и содержанию термина не соответствует никак.

В «острый хондроз», надо полагать в простонародном понимании превратилась одна из стадий хондроза — та, что носит медицинское наименование «остеохондроз». Но, увы, «остео» никакого отношения к «острому» не имеет: эта часть слова образована греческим «остеос» — «кость», и связана с тем, что на этой стадии хондроза в процесс вовлекаются не только хрящи (межпозвонковые диски), но и сами кости (позвонки).

Так что правильно будет говорить просто «остеохондроз» — если речь идёт о заболевании вообще, и «обострение остеохондроза» — если имеется в виду неожиданное ухудшение состояния.

Оцените статью
Добавить комментарий