База данных школы пример

Построение программы, обеспечивающей взаимодействие с ней в режиме диалога для завуча школы. Инфологическая модель базы данных школы. Создание таблиц, запросов и отчетов. Главное интерфейсное окно. Формы "Редактирование данных " и "Ввод преподавателя".

РубрикаПрограммирование, компьютеры и кибернетика
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления21.01.2015
Размер файла780,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Процесс автоматизации обработки информации обычно рассматривается с учетом двух компонентов: данных и алгоритма обработки. Сформулированы стандартные требования к организации данных:

интеграция данных, в этом случае создается динамическая модель предметной области, в рамках которой работает автоматизированная информационная система;

максимально возможная независимость прикладных программ от данных.

Выполнение этих требований привело к появлению единого блока данных (базы данных (БД) и разработке одной управляющей программы для манипулирования данными на физическом уровне (системы управления данными СУБД).

Система управления базами данных (СУБД) основывается на использовании определенной модели данных, отражающих взаимосвязи объектов. Современная классификация СУБД предусматривает реализацию иерархических, сетевых и реляционных моделей данных.

Реляционная модель СУБД основывается на математическом понятии отношения, а общая структура данных представляется в виде таблицы, в которой каждая строка значений соответствует логической записи, а заголовки столбцов являются характеристиками объектов, информацию о которых необходимо хранить в БД.

Процесс проектирования БД представляет собой последовательность перехода от неформального словесного описания информационной структуры предметной области к формальному описанию объектов предметной области в терминах некоторой модели.

В общем случае можно выделить следующие этапы проектирования:

системный анализ и словесное описание информационных объектов предметной области;

проектирование инфологической модели предметной области — частично формализованное описание объектов предметной области в терминах некоторой семантической модели;

даталогическое или логическое проектирование БД, т.е. описание БД в терминах принятой даталогической модели данных;

физическое проектирование БД, т.е. выбор эффективного размещения БД на внешних носителях для обеспечения наиболее эффективной работы приложения.

В качестве системы управления базой данных в данной курсовой работе используется СУБД MS Access.

2. Анализ предметной области

Необходимо спроектировать базу данных, построить программу, обеспечивающую взаимодействие с ней в режиме диалога для завуча школы.

Для каждого учителя в БД должны храниться сведения о предметах, которые он преподает, номере кабинета, который за ним закреплен, номера классов, в которых он ведет занятия, номере урока и дне, когда он ведет уроки. Существуют учителя, которые не имеют собственного кабинета. Об учениках должны храниться следующие сведения: фамилия и имя, в каком классе учится, какая оценка по каждому предмету получена. Ученик может исправить полученную оценку. Завуч может добавить информацию о новом учителе или ученике, а также удалить — выбывших.

Завучу могут потребоваться следующие сведения:

какой предмет будет в заданном классе, например, во вторник на заданном уроке;

кто из учителей преподает в заданном классе;

в коком кабинете будет 5-й урок в среду у некоторого класса;

в каких классах преподает учитель заданный предмет;

расписание на заданный день недели для класса.

Завуч может вносить следующие изменения:

вносить информацию о новом учителе;

удалять запись об ученике;

изменить оценку ученику.

Необходимо предусмотреть возможность выдачи справки о количестве учеников в данном классе и отчета о работе школы (количество учителей по предметам, количество кабинетов, число учеников в каждом классе, число двоечников, хорошистов и отличников).

Для определения схемы данных проектируемой базы данных, то есть построения ее инфологической модели, необходимо определить сущности и связи БД. С помощью сущности моделируется класс однотипных объектов. Сущность имеет имя, уникальное в пределах моделируемой системы. Сущность соответствует некоторому классу однотипных объектов, поэтому предполагается, что в системе существует множество экземпляров данной сущности. Объект, которому соответствует понятие сущности, имеет свой набор атрибутов — характеристик, определяющих свойства данного представителя класса. Между сущностями могут быть установлены связи — бинарные ассоциации, показывающие, каким образом сущности соотносятся или взаимодействуют друг с другом. Связь может существовать между двумя разными сущностями или между сущностью и ей же самой (рекурсивная связь).

Рис. Инфологическая модель БД школы

4. Нормализация БД

Проектирование схемы БД может быть выполнено двумя путями:

путем декомпозиции (разбиения), когда исходное множество отношений, входящих в схему БД, заменяется другим множеством отношений (число их при этом возрастает), являющихся проекциями исходных отношений;

путем синтеза, т.е. путем компоновки из заданных исходных элементарных зависимостей между объектами предметной области схемы БД.

Классическая технология проектирования реляционных БД связана с теорией нормализации, основанной на анализе функциональных зависимостей между атрибутами отношений.

Процесс проектирования с использованием декомпозиции представляет собой процесс последовательной нормализации схем отношений, при этом каждая последующая итерация соответствует нормальной форме более высокого уровня и обладает лучшими свойствами по сравнению с предыдущей.

В теории реляционных БД обычно выделяется следующая последовательность нормальных форм:

5-я (5 NF) или форма проекции-соединения (PJNF).

Отношение находится в 1-й нормальной форме тогда и только тогда, когда на пересечении каждого столбца, и каждой строки находятся только элементарные значения атрибутов.

Отношения, находящиеся в 1-й нормальной форме, часто называют просто нормализованными отношениями, поэтому ненормализованные отношения могут интерпретироваться как таблицы с неравномерным заполнением.

В проектируемой БД имеется отношение расписание, которое имеет вид:

Спроектировать базу данных, построить программу, обеспечивающую взаимодействие с ней в режиме диалога, для завуча школы.
Для каждого учителя в БД должны храниться сведения о предметах, которые он преподает, номере кабинета, который за ним закреплен, номерах классов, в которых он ведет занятия, номере урока и дне, когда он ведет уроки. Существуют учителя, которые не имеют собственного кабинета. Об учениках должны храниться следующие сведения: фамилия и имя, в каком классе учится, какая оценка по каждому предмету получена. Ученик может исправить полученную оценку. Завуч может добавить информацию о новом учителе или ученике, а также удалить о выбывших. Завучу могут потребоваться следующие сведения:
• какой предмет будет в заданном классе, например, во вторник на заданном уроке;
• кто из учителей преподает в заданном классе;
• в каком кабинете будет 5-й урок в среду у некоторого класса;
• в каких классах преподает определенный учитель заданный предмет;
• расписание на заданный день недели для класса.

Завуч может вносить следующие изменения:
• ввести информацию о новом учителе;
• удалить запись об ученике;
• изменить оценку ученику.

Необходимо предусмотреть возможность выдачи справки о количестве учеников, в данном классе и отчета о работе школы (количество учителей по предметам, количество кабинетов, исло учеников в каждом классе, число учащихся на 2, 4-5, 5 по классам и по школе).

Цель практических заданий – приобретение навыков анализа предметной области, проектирования базы данных, ее физической реализации в СУБД Access.
Результат выполнения работы представляется в виде файла БД Access, который должен содержать:
• спроектированные таблицы,
• схему данных со связями между таблицами,
• формы, обеспечивающих интерфейс пользователя,
• запросы,
• отчеты,
• главную кнопочную форму.

Таблица «Ученики» — База данных Access Школа

Таблица «Предметы» — База данных Access Школа

Запрос «Расписание на определенный день» — База данных Access Школа

Запрос «Учителя в классе» — База данных Access Школа

Отчет «Кол-во учеников в школе»

Отчет «Кол-во учеников по оценкам»

Главная кнопочная форма

Готовая база данных Access Школа доступна для скачивания по ссылке ниже.

Скачать базу данных (БД) MS Access; База данных Access Школа; база данных access; бд access; субд access; базы данных access; access пример; программирование access; готовая база данных; создание база данных; база данных СУБД; access курсовая; база данных пример; программа access; access описание; access реферат; access запросы; access примеры; скачать бд access; объекты access; бд в access; скачать субд access; база данных ms access; субд access реферат; субд ms access; преимущества access; базу данных; скачать базу данных на access; базы данных; реляционная база данных; системы управления базами данных; курсовая база данных; скачать базу данных; база данных access скачать; базы данных access скачать; ученики; успеваемость

Рисунок 3 – Схема базы данных «Школа»

4.2 Нормализация отношений

Проведем нормализацию полученных отношений. Проверим отношения на первую нормальную форму (1НФ). Отношение находится в 1НФ, если все его атрибуты простые. Рассматривая на примере таблицы «Учителя», мы видим, что атрибут «ФИО учителя» является составным, так как он состоит из трёх компонентов, то есть его можно разделить на 3 независимых атрибута, так как в данной БД эти компоненты по отдельности не используются, то мы принимаем данный атрибут за простой. Все остальные атрибуты, являются простыми.

Проверим отношения на вторую нормальную форму (2НФ). Отношение находится в 2НФ, если оно находится в 1НФ и каждый неключевой атрибут функционально полно зависит от составного первичного ключа. Например, в таблице «Расписание», неключевой атрибут «Номер урока» не зависит от части составного ключа в целом, а зависит от него в целом .

Проверим отношения на третью нормальную форму (3НФ). Отношение находится в 3НФ, если оно находится в 2НФ и каждый не ключевой атрибут нетранзитивно зависит от первичного ключа, другими словами не зависит функционально от любого другого не ключевого поля. Транзитивная зависимость отсутствует, так как неключевые атрибуты не зависят друг от друга.

5 ФИЗИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

5.1 Составление форм, запросов и отчетов

Доступ ко всем компонентам, а именно, формам и отчетам осуществляется через окно главной кнопочной формы, которая запускается автоматически при открытии базы данных.

Рисунок 4 — Главная кнопочная форма

В БД содержатся следующие таблицы (рис.5-11):

Рисунок 5 – Таблица «Учителя»

Рисунок 6 – Таблица «Кабинет»

Рисунок 7 – Таблица «Кружки»

Рисунок 8 – Таблица «Занятия»

Рисунок 9 – Таблица «Ученики»

Рисунок 10 – Таблица «Расписание»

Рисунок 11 – Таблица «Классы»

Рисунок 12 — форма содержащая информацию о учителях

Рисунок 13 – форма для кабинетов

Рисунок 14 – форма для кружков

Рисунок 15 – форма для классов

Рисунок 16 – форма для расписания

Рисунок 17 – запрос «Учителя с высшей категорией»

Рисунок 18 – запрос «MAX и MIN педагогическим стажем»

Рисунок 19 – запрос «общее количество часов в год»

Создадим запросы с параметром:

Рисунок 20 – запрос «Кружки проходящие в понедельник»

Рисунок 21 – Перекрестный запрос «Расписание кружков и учителей»

Рисунок 22 – Перекрестный запрос «Расписание»

Рисунок 23 – отчет «Кружки».

Рисунок 24 – отчет «Расписание уроков».

Рисунок 25 – отчет «Наличие и отсутствие классного руководства».

Рисунок 26 – отчет «Классы».

Рисунок 27 – отчет «Кабинеты».

Рисунок 28 – отчет «Ученики».

5.2 Защита данных

Как только данные структурированы и сведены в базу данных, возникает проблема организации доступа к ним множества пользователей. Очевидно, что нельзя позволить всем без исключения пользователям беспрепятственный доступ ко всем элементам базы данных. В любой базе данных существует конфиденциальная информация, доступ к которой может быть разрешен лишь ограниченному кругу лиц. Так, в данной БД информация, доступная к изменению может считаться, например, ценах на продаваемый товар. Это — один из аспектов проблемы безопасности в СУБД. Достаточно отметить, что в самом общем виде требования к безопасности реляционных СУБД формулируются так:

Во-первых, данные в любой таблице должны быть доступны не всем пользователям, а лишь некоторым из них.

Во-вторых, некоторым пользователям должно быть разрешено обновлять данные в таблицах, в то время как для других допускается лишь выбор данных из этих же таблиц.

В-третьих, для некоторых таблиц необходимо обеспечить выборочный доступ к ее столбцам.

В-четвертых, некоторым пользователям должен быть запрещен непосредственный (через запросы) доступ к таблицам, но разрешен доступ к этим же таблицам в диалоге с прикладной программой.

Схема доступа к данным во всех реляционных СУБД выглядит примерно одинаково и базируется на трех принципах:

Пользователи СУБД рассматриваются как основные действующие лица, желающие получить доступ к данным. СУБД от имени конкретного пользователя выполняет операции над базой данных, то есть добавляет строки в таблицы (INSERT), удаляет строки (DELETE), обновляет данные в строках таблицы (UPDATE). Она делает это в зависимости от того, обладает ли конкретный пользователь правами на выполнение конкретных операций над конкретным объектом базы данных.

Объекты доступа — это элементы базы данных, доступом к которым можно управлять (разрешать доступ или защищать от доступа). Обычно объектами доступа являются таблицы, однако ими могут быть и другие объекты базы данных — формы, отчеты, прикладные программы и т.д. Конкретный пользователь обладает конкретными правами доступа к конкретному объекту.

Привилегии (priveleges) — это операции, которые разрешено выполнять пользователю над конкретными объектами. Например, пользователю может быть разрешено выполнение над таблицей операций SELECT (ВЫБРАТЬ) и INSERT (ВКЛЮЧИТЬ).

Таким образом, в СУБД авторизация доступа осуществляется с помощью привилегий. Установление и контроль привилегий — прерогатива администратора базы данных. Привилегии устанавливаются и отменяются специальными операторами языка SQL — GRANT (РАЗРЕШИТЬ) и REVOKE (ОТМЕНИТЬ). Оператор GRANT указывает конкретного пользователя, который получает конкретные привилегии доступа к указанной таблице. Например, оператор

GRANT SELECT, INSERT ОN Клиенты TO Битов

устанавливает привилегии пользователю Битов на выполнение операций выбора и включения над таблицей Клиенты. Как видно из примера, оператор GRANT устанавливает соответствие между операциями, пользователем и объектом базы данных (таблицей в данном случае).

Привилегии легко установить, но легко и отменить (что особенно характерно для нашей страны). Отмена привилегий выполняется оператором REVOKE. Пусть, например, пользователь Битов утратил доверие администратора базы данных и последний решил лишить его привилегий на включение строк в таблицу Клиенты. Он сделает это, выполнив оператор

REVOKE INSERT ON Клиенты FROM Битов

Конкретный пользователь СУБД опознается по уникальному идентификатору (user-id). Любое действие над базой данных, любой оператор языка SQL выполняется не анонимно, но от имени конкретного пользователя. Идентификатор пользователя определяет набор доступных объектов базы данных для конкретного физического лица или группы лиц. Однако он ничего не сообщает о механизме его связи с конкретным оператором SQL. Например, когда запускается интерактивный SQL, как СУБД узнает, от имени какого пользователя осуществляется доступ к данным? Для этого в большинстве СУБД используется сеанс работы с базой данных. Для запуска на компьютере-клиенте программы переднего плана (например, интерактивного SQL) пользователь должен сообщить СУБД свой идентификатор и пароль. Все операции над базой данных, которые будут выполнены после этого, СУБД свяжет с конкретным пользователем, который запустил программу.

Для современных баз данных с большим количеством пользователей актуальна проблема их объединения в группы. Традиционно применяются два способа определения групп пользователей. Согласно первому, один и тот же идентификатор используется для доступа к базе данных целой группы физических лиц (например, сотрудников одного отдела). Это упрощает задачу администратора базы данных, так как достаточно один раз установить привилегии для этого "обобщенного" пользователя. Однако такой способ в основном предполагает разрешение на просмотр, быть может, на включение, но ни в коем случае — на удаление и обновление. Как только идентификатор (и пароль) становится известен большому числу людей, возникает опасность несанкционированного доступа к данным посторонних лиц.

Другой способ заключается в том, что конкретному физическому лицу присваивается уникальный идентификатор. В этом случае администратор базы данных должен позаботиться о том, чтобы каждый пользователь получил собственные привилегии.

Оцените статью
Добавить комментарий